Вс

03

мар

2013

ПДД и велосипед

Велосипедист на дороге – явление вполне обыкновенное. Желающих укрепить здоровье, крутя педали все больше. Однако в России основная масса любителей, не имеющих водительских удостоверений, перемещается по дорогам, не зная тонкостей правил дорожного движения, своих прав, обязанностей и запретов.

Пренебрежительное отношение водителей к велосипедистам – другая отличительная черта нашего менталитета. Это, видимо, следствие советского раболепия, когда на автомобилях перемещались небедные немногие и перестроечного нигилизма, когда на дороге главнее тот, у кого машина богаче. И хотя сейчас можно встретить велосипедиста на байке, который гораздо дороже старых жигулей, презрительное отношение все равно осталось.

Инспектора ГИБДД - те вообще не обращают внимания на велосипедистов, видимо не видя в них никакого профита. Между тем велосипедист является полноправным участником дорожного движения, причем крайне уязвимым по причине полного отсутствия какой-либо защиты и довольно приличной скорости передвижения.

С точки зрения ПДД и Административного кодекса велосипед – транспортное средство. Велосипедист, соответственно, водитель. Отдельной категории «велосипедист» в ПДД не предусмотрено. Есть отдельные пункты, где упоминается «лицо, управляющее велосипедом». А в пункте 24.3 ПДД велосипедист прямо объявлен водителем. В то же время лицо, ведущее велосипед, приравнивается к пешеходу. Эта переквалификация происходит весьма быстро – достаточно слезть с велосипеда. Кем является участник движения, сидящий на велосипеде и одной ногой касающийся земли правила не уточняют.

Велосипедист обязан обеспечить исправное состояние своего велосипеда. «Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.» Что, если велосипед не соответствует этим требованиям?

Сотрудник ГИБДД может запретить движение при неисправных тормозах и руле, а также в темное время суток и при недостаточной видимости в отсутствие фары (фонаря). В этом случае велосипедист может спешиться и двигаться дальше с велосипедом пешком, поскольку в этом случае он приравнивается к пешеходу, а пешеходу фонарь и тормоза иметь не обязательно. Во всех остальных случаях велосипедист может продолжать движение верхом, сообщив инспектору, что едет к месту стоянки (ремонта). В обоих случаях инспектор может заинтересоваться личностью велосипедиста.

«В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». Как это будет выглядеть на велосипеде? Неизвестно. Очевидный косяк в ПДД, на который никто не обращает внимания.

Перевозка пассажиров на велосипеде – если это не ребенок до 7 лет в специальном кресле – запрещена. Разговор по телефону без гарнитуры в движении также запрещен.

Обо всех маневрах велосипедист должен информировать других участников движения. В отсутствие на велосипеде сигналов поворота это следует делать рукой. При движении по ухабистой дороге это объективно опасно, однако ПДД это не учитывают.

Кто должен уступать дорогу велосипедисту?

Водители должны пропускать велосипедистов при повороте налево, развороте, выезде с прилегающей территории, при трогании с места. Если велосипедист двигается по главной дороге, его должны пропускать все, выезжающие со второстепенных дорог.

При ситуации, когда автомобиль трогается с места, а в это время его объезжает слева велосипедист, ситуацию через несколько секунд после начала движения автомобиля уже можно трактовать как одновременное перестроение транспортных средств, движущихся попутно. Учитывая, что автомобиль обычно быстро набирает скорость и опережает велосипед, велосипедист вынужден уступать дорогу несмотря на то, что формально автомобиль должен пропустить его.

Распространена ситуация, когда велосипедист выезжает на перекресток, двигаясь прямо, а перед ним поворачивает направо автомобиль, вынуждая его тормозить. Удивительно, но требования уступать дорогу велосипедисту в этом случае в ПДД нет. Автомобиль должен уступать дорогу только при съезде с дороги. Однако водитель автомобиля нарушает требование занять перед поворотом крайнее положение на проезжей части (что влечет наказание в виде штрафа в 100 рублей или предупреждения - ст 12.14.1 КоАП). Для занятия крайнего положения он должен пропустить велосипедиста либо опередить его. После завершения маневра опережения возможно применение маневра торможения; это разрешено (за исключением резкого торможения). В водительской среде это называется «подрезать» и часто приводит к конфликтам на дороге, в случае же с велосипедом может привести к травмам и т.п. Таким образом, если велосипедист еще не выехал на перекресток, перед автомобилем он беззащитен как юридически, так и физически, несмотря на то, что «При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».

То же самое можно сказать о подрезании велосипеда маршрутным транспортным средством, заезжающим на остановку. В отсутствие видеорегистрации или свидетелей велосипедист вряд ли сможет доказать, что двигался с соблюдением правил.

Введение нового определения понятия «обгон» ставит велосипедистов в крайне невыгодное положение при движении по узким дорогам. Если раньше в зоне действия знака «обгон запрещен» двигающиеся сзади автомобили были вынуждены следовать за велосипедистом, то теперь его могут обгонять – нужно только не выезжать при этом на полосу встречного движения. В зоне действия знака «Обгон запрещен» «Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.» Про велосипед составители правил попросту забыли! Это приводит к тому, что водители большегрузов осуществляют обгон на минимальной дистанции не снижая скорости, буквально сталкивая велосипед на обочину. То же самое происходит, когда на дороге присутствует сплошная линия разметки.

Кого должен пропускать велосипедист?

Пешеходов на пешеходном переходе, пешеходов и велосипедистов при повороте направо и налево, всех при выезде с прилегающей территории или со второстепенной дороги.

Правило «помехи справа» распространяется и на велосипед. Однако вряд ли при проезде равнозначного перекрестка нормальный байкер бросится под груженый КАМАЗ, приближающийся слева.

Велосипедисту запрещен поворот налево при наличии на дороге трамвайного движения или более чем 1 полосы в данном направлении. Чтобы с точностью до запятой соблюсти букву закона, нужно пересекать перекресток пешком. Или велосипедист должен разбить свой маневр на два независимых, так, чтобы каждый не был поворотом налево. Например, проехать прямо до конца перекрестка, остановиться и затем пересечь проезжую часть. При этом помнить, что «остановка запрещена на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части.» На регулируемом перекрестке велосипедист может проехать прямо, после чего дождаться смены сигнала светофора и проехать в нужном направлении.

Запрет на езду по пешеходным дорожкам и тротуарам – еще одна одиозная норма ПДД. С точки зрения Правил, велосипедист может ездить где угодно – только не по тротуарам. При этом может получиться, что участки дорог, находящиеся в зоне действия знака «Движение на велосипедах запрещено», преодолеть верхом на велосипеде вообще невозможно.

Обгон (опережение) велосипедиста велосипедистом запрещен исходя из того, что «велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее». В момент опережения возникает движение в 2 ряда. Даже гужевую повозку велосипеду формально обогнать нельзя, а вот автомобиль – можно.

Детям до 14 лет выезжать на дорогу на велосипеде запрещается. В том числе - им запрещается движение по тротуарам и пешеходным дорожкам. Везде, где требуется находиться на дороге, малолетний велосипедист должен идти пешком. Как родители будут ему это объяснять? Впрочем, административная ответственность в этом возрасте не предусмотрена и штраф малолетнему нарушителю никто не выпишет. Другое дело – если в результате его действий нанесен ущерб. Здесь в дело вступает Гражданский кодекс, ст. 1073.1. «За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.»

Ну и наконец – ответственность за совершенные правонарушения. За все прегрешения велосипедиста в области ПДД статьей 12.29 ч. 2 предусмотрен штраф 200 рублей, а если нарушение совершено в состоянии опьянения (12.29 ч. 3) – от 300 до 500 рублей. То есть – велосипедист может ездить пьяным? Видимо нет, поскольку управление ТС в состоянии опьянения – тоже нарушение ПДД.

Для составления протокола инспектору ГИБДД нужно установить личность велосипедиста, что не всегда возможно сделать оперативно. Ведь он не обязан возить с собой документы, удостоверяющие личность. Если велосипедист (в том числе малолетний) не имеет при себе документов и совершает административное правонарушение, к нему могут применить доставление и административное задержание на срок до 3-х часов. Если по правонарушению (например, мелкое хулиганство) светит административный арест, задержание может продолжаться до 48 часов. Заниматься задержанием инспектору из-за штрафа 200 рублей, понятное дело, будет неохота.

Для назначения штрафа пьяному велосипедисту инспектор должен, во-первых, установить его личность, во-вторых, составить протокол задержания и в-третьих – подвергнуть его освидетельствованию на состояние опьянения. Здесь трудозатраты инспектора еще больше.

Что происходит с велосипедом, если его хозяин задержан? «Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.» На спецстоянку велосипед может отправиться только по трем причинам – нетрезвое состояние велосипедиста, его отказ от медосвидетельствования на состояние опьянения и неисправные руль или тормоза вкупе с отсутствием документов, удостоверяющих личность. «Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.» - Ст. 27.1.2 КоАП. Получается, инспектор, задерживающий велосипедиста для установления его личности, если его действия законны, никакой ответственности за сохранность велосипеда не несет.

Действие многих дорожных знаков распространяются на велосипед в полной мере. Например, знак «движение запрещено». Обычно сотрудники ГИБДД на это закрывают глаза, поскольку запрещать велосипедистам кататься, например, в зонах рекреации вряд ли разумно, а менять знаки на знаки 3.3 «движение механических транспортных средств запрещено» специально, чтобы соблюсти букву закона в отношении велосипедистов ни у кого нет желания. В зоне действия знака 4.5 «Пешеходная дорожка» велосипедист должен двигаться пешком.

Комментариев: 5