9.4 Наземные поиски большими силами.

 

Развитие поисковых работ, вызывающих пристальное внимание общества – розыск детей, групп туристов, судов и летательных аппаратов – приводит к организации поисков большими силами, с применением авиации и привлечением к наземным поискам многих десятков и даже сотен людей. Эффективное использование большого количества участников сталкивается с трудностями, в первую очередь, организационного характера.

Кроме профессиональных спасателей поисково-спасательных подразделений, к поискам могут привлекаться:

- сотрудники пожарных и пожарно-спасательных служб;

- члены общественных аварийно-спасательных формирований;

- сотрудники органов внутренних дел;

- работники лесхозов, охотхозяйств, авиалесоохраны;

- воинские подразделения;

- лица, призванные на военные сборы и направленные на поисковые работы;

- родственники, друзья, коллеги пропавшего;

- добровольцы, самостоятельно или откликнувшись на обращения органов власти прибывшие для участия в поисках.

Как видно из этого перечня, на месте ведения работ может собраться общество весьма разномастное, с разным уровнем подготовки и дисциплины, различно мотивированное.

Одним из перспективных методов сбора большого числа активных и позитивно мотивированных добровольцев следует назвать заблаговременную организацию их групп и сообществ в сети Интернет. В случае необходимости проводится оповещение через электронную почту и другими способами, что позволяет в течение считанных часов собрать, в зависимости от числа зарегистрированных членов группы, десятки и даже сотни человек. Такие добровольцы часто имеют свой транспорт и практически всегда – свое личное снаряжение, а также навыки пребывания в лесу, и работают бесплатно.

Взяв в свои руки руководство группой из более чем 10-20 человек, РПСР уже не в состоянии самостоятельно решить все возникающие вопросы и должен выстроить временную структуру управления, предприняв делегирование своих полномочий.

Схема управления может различаться в каждом конкретном случае, однако РПСР каждый раз должен придерживаться общих принципов построения.

В качестве одной из наиболее гибких и активно использующихся в мире можно предложить известную систему управления при проведении аварийно-спасательных работ Incident Command System (ICS).

К сожалению, полноценное применение ICS требует знания ее основ всеми участниками проводимых работ, что в наших условиях практически нереально.

Однако не вдаваясь глубоко в принципы ICS, можно рекомендовать РПСР использовать в работе некоторые ее элементы. ICS похожа на систему построения управления при тушении пожаров, изложенную в Боевом уставе пожарной охраны.

Построение структуры управления происходит сверху вниз. По мере необходимости РП назначает следующих руководителей, входящих в состав штаба, передавая им часть своих полномочий и оставляя себе наиболее важные:

- Руководитель ведения операций

- Руководитель планирования

- Руководитель обеспечения

- Ответственный за учет и финансирование.

- Ответственный за организацию взаимодействия

- Ответственный за работу со СМИ и информирование общественности

- Ответственный за безопасность.

В первую очередь, чаще всего, назначается руководитель обеспечения, который занимается вопросами снабжения, транспорта, питания, организации полевого лагеря и т.п. и руководит группой обеспечения.

Руководитель ведения операций отвечает за реализацию разработанного плана операционного периода.

Руководитель планирования при проведении поисков назначается, как правило, в последнюю очередь и отвечает за формирование планов операционных периодов. До его назначения планированием занимается РПСР.

Ответственный за учет и финансирование организует документирование финансово значимых сведений – ведение табелей, расходных документов и ведомостей, выдает денежные средства.

Ответственный   за организацию взаимодействия проводит работу непосредственно на месте поисков, согласовывая и решая вопросы с представителями взаимодействующих ведомств. Его деятельность перекликается с работой координатора поисков, находящегося на стационарной базе.

Ответственный за работу со СМИ и информирование общественности назначается редко. Кроме выпуска пресс-релизов и проведения интервью, ему можно поручить информирование участников поисков и доведение до них общей картины происходящего.

Ответственный за безопасность инструктирует участников по мерам безопасности и охраны труда, контролирует состояние снаряжения, средств защиты, оснащение групп на предмет соблюдения норм безопасности.

Система радиосвязи устанавливается следующим образом.

РП имеет отдельный канал для связи со стационарной базой.

РП на другом отдельном канале работает только с сотрудниками своего штаба и руководителями ПСГ, а в случае работы большого числа групп – только с сотрудниками штаба. С руководителями групп работает на отдельном канале руководитель ведения операций.

Руководитель группы работает с членами группы в лучшем случае на отдельной частоте, в худшем – на общей частоте для всех участников.

Группа обеспечения работает на отдельном канале.

Ответственный за взаимодействие организует систему связи, ведет реестр позывных и в случае необходимости назначает позывные радиостанциям, что обычно случается при использовании радиостанций гражданского диапазона. Пресекает в эфире излишнюю болтовню, использование имен и кличек вместо назначенных позывных, устраняет путаницу с позывными.

Каждый участник поисков должен быть подчинен только одному руководителю и иметь с ним канал связи. По прибытию на место он сбора должен быть проинструктирован сотрудником штаба по следующим вопросам:

- общая картина случившегося, описание пропавшего, описание района поисков, цель проводимых работ, состояние дел на текущий момент;

- система организации поисковых работ, имя и должность руководителя поисков, состав штаба, вертикаль подчинения участника;

- организация системы связи;

- прогноз погоды;

- минимальная экипировка участника;

- правила ведения поиска;

- опасности, с которыми может столкнуться участник, меры безопасности и охраны труда, правила поведения в аварийных ситуациях;

- организация обеспечения;

- правила поведения в лагере.

В процессе инструктажа проводящий его сотрудник должен акцентировать необходимость поддержания дисциплины и строгого исполнения назначенного задания, каким бы глупым оно не казалось участнику.

Перед началом каждого операционного периода проводится повторный инструктаж, включающий описание задания, прогноз погоды, напоминание мер безопасности.

 

Пример инструктажа участника поисковых работ.

 

26 сентября в этом лесу пропал ребенок – мальчик 8 лет, который с мамой собирал ягоды на краю Юрьевского болота. В последний раз его видела мама примерно в 16 часов в 500 метрах отсюда на северо-запад. Ребенок – Петров Иван, одет в синюю синтетическую куртку с белой надписью «Адидас» на спине и черные х/б брюки, сапоги резиновые короткие черные 30 размера. Рядом с местом исчезновения родственниками найдена принадлежавшая ребенку шерстяная шапочка. Возможно, его что-то напугало, и он убежал в лес. Поиски, проведенные позавчера родственниками, и поиски по следам результатов не дали. Вчера группой спасателей проведен поиск по местным ориентирам – осмотр дорог, троп, берегов реки Черная и озера Щучье. Предполагается, что ребенок еще жив, однако может прятаться от людей. Наша задача – найти его. Район поисков на данный момент включает массив леса на юго-восток, ограниченный дорогой, на которой мы сейчас находимся и полукругом радиусом 7 км. Дорога имеет направление с северо-запада на юго-восток и соединяет деревню Фокино, деревню Юрьево и райцентр Кузьмино. Сегодня в районе поисков задействовано 125 человек. Во второй половине дня планируется осмотр местности с вертолета. Руководитель поисковых работ – Иванов Степан Степанович, начальник оперативного управления главного управления МЧС по нашей области. В составе штаба начальник группы обеспечения Петров Иван Иванович и ответственный за организацию взаимодействия Степанов Илья Александрович. Руководитель вашей группы на время поисков подчиняется руководителю поисков. Для связи внутри группы используйте сотовые телефоны и 4-й канал связи в выданных вам радиостанциях. Ваш руководитель связывается с руководителем поисков на 3-м канале.

В течение дня погода изменится – возможно похолодание до 15-17 градусов и дождь.

При выходе в лес каждый из вас должен иметь компас, нож, спички в непромокаемой упаковке или зажигалку, одежду для защиты от дождя, теплую куртку, воду, немного еды.

До места начала поисков вас доставят на автобусе гос. номер 429. Сегодня ваша группа и группа спасателей регионального отряда под руководством спасателя Сидорова Алексея Петровича будет осуществлять прочесывание квадратов 10 и 11 между просеками, имеющими направление север-юг. Общая протяженность маршрута 8-10 километров. Тот, кто не имеет достаточно сил для подобного мероприятия, может остаться в лагере. Инструктаж по проведению прочесывания проведет Сидоров. Обо всех обнаруженных подозрительных предметах и следах немедленно сообщайте своему руководителю. Обращайте внимание на цепочки детских следов, естественные укрытия, следы волочения, нарушенного почвенного покрова, кучи недавно сломанных или срубленных веток, сохнущего мха, ямы, канавы. Ребенок может прятаться и не отзываться незнакомым людям. Если обнаружите ребенка, немедленно доложите вашему руководителю. Предпримите меры по согреванию ребенка, можете напоить его теплым напитком. Если ребенок не может идти, травмирован или без сознания, примите меры к его согреванию и не перемещайте его до прибытия спасателей. Если найдете труп, не трогайте его.

Опасных животных, по нашим сведениям, в лесу нет. В случае получения травмы немедленно докладывайте своему руководителю. Если вы заблудились и не можете связаться со своим руководителем или коллегами, выходите, используя компас, на северо-восток на дорогу. Горячий обед будет доставлен в к 13 часам на пересечение дороги и просеки между 10 и 11 квадратом.

Ужин и ночевка будет организован в школе в Юрьево к 19 часам. В отсутствие результатов поиски будут продолжены завтра с утра.

Прошу отнестись серьезно к проводимому мероприятию. Ведите поиск тщательно, старайтесь не нарушать цепочку прочесывания. Не занимайтесь самодеятельностью, не отлучайтесь и не отклоняйтесь в сторону. Слушайте поступающие команды. От вашего внимания и дисциплины зависит общий результат.

 

Тактика первого операционного периода должна включать обследование наиболее опытными сотрудниками местных ориентиров в радиусе 3-10 км от ПИП. Кроме осмотра наиболее вероятных мест пребывания пропавшего это является рекогносцировкой и дает РП ценную информацию о районе поисков. Затем или одновременно следует поиск по квадратам. Прочесывание в первом периоде проводится только для поиска маленьких детей либо молчащих объектов. В случае поиска взрослых людей прочесывание следует начинать, когда район поисков полностью закрыт поиском по квадратам и имеются свободные ресурсы.

При проведении массовых поисков важнейшее значение имеет обеспечение максимальной эффективности задействованных ресурсов. В первую очередь это касается людей. Другими словами, каждый участник поисков должен провести максимальное время в процессе перемещения по назначенному сектору, а время, затрачиваемое на «непроизводственную» деятельность должно быть сведено к минимуму. К непроизводственным затратам времени относится доставка в сектор поиска и в лагерь, переезды, устройство ночлега, приготовление пищи. Сюда же входит время на сборы, ожидание задания и другие простои.

План операционного периода должен быть готов задолго до его начала. Если установлена продолжительность периода в 24 часа, план должен быть разработан вечером после получения информации от всех ПСГ.

Время выезда на поиски должно быть объявлено заблаговременно. Для переездов каждая группа должна иметь свое транспортное средство, готовое к выезду до момента поступления команды. Организация ночлега поручается группе обеспечения. Приготовление пищи должно быть централизованным. При больших масштабах в силах организации, проводящей поиски, привлечь к обеспечению питанием предприятие общественного питания. Сильно экономит время доставка обеда непосредственно в поисковый сектор. Это особенно важно при коротком световом дне, когда время поисков ограниченно естественными причинами.

Продолжительность работы участника поисков ограничивается его усталостью. Усталость сопровождается потерей внимания. Первые признаки усталости появляются уже через 2-3 часа ходьбы. Наиболее приемлем режим работы, при котором переходы в течение 40-50 минут прерываются 10-20 минутными перерывами, которые можно совместить с перестроениями при прочесывании. Участник должен работать на маршруте 8 часов в течение суток, в крайнем случае – 12 часов. После 4 часов работы рекомендуется перерыв на 40-60 минут. При невозможности доставить обед в поисковый сектор следует рекомендовать участникам брать с собой термоса с чаем, кофе, горячей водой для заваривания супов быстрого приготовления. Приготовление пищи на костре и обед занимает обычно до полутора-двух часов, что возможно только летом при продолжительном световом дне.

Усталость на поисковых работах накапливается в зависимости от погоды и нагрузки на 4-7 день. В зависимости от мотивации участник начинает испытывать отвращение к исполняемой работе и сознательно или бессознательно уклоняется от нее. Наименее мотивированы солдаты срочной службы и направленные в приказном порядке работники посторонних организаций и ведомств. Учащаются нарушения дисциплины. Возможны случаи предоставления неверной информации, особенно это касается объемов выполненных работ. Для снижения вероятности подобных случаев в состав групп следует вводить штатных спасателей. РП может также купировать эти явления, снижая нагрузку на участников, однако лучше по возможности организовать ротацию участников, меняя треть состава каждые 2-3 дня. В первую очередь должны быть удалены с места проведения работ «возмутители спокойствия», саботирующие работы и склоняющие к этому коллег и «отстающие» - наиболее медлительные участники, тормозящие работу своей группы. Возможна ротация с группой обеспечения.

РП обычно не имеет действенных рычагов влияния на участников поиска, которые не состоят в штате его организации. Большое значение имеет авторитет и умение убеждать. Кроме того, до каждого участника в плановом порядке должна доводиться общая информация о процессе поисков, дабы «каждый солдат знал свой маневр».

 

 

Copyrights Напольских Михаил Львович, 2011.