10. ПСР на акваториях.

 

Несчастные случаи, происшествия и чрезвычайные ситуации на воде широко распространены и зачастую РПСР должен рассматривать как наиболее вероятные версии, связанные с акваториями.

Объектом поиска на акватории может быть:

-         человек, находящийся в воде;

-         транспортное средство, в том числе – аварийное, затонувшее, покинутое;

-         тело утонувшего или погибшего от переохлаждения;

-         вещественные признаки аварии, несчастного случая – пятна топлива, обломки, плавающие предметы, одежда и.т.п.

Развитие ЧС на акваториях с наличием пострадавших характеризуется стремительностью. Для людей тонущих и утонувших максимальное время, за которое их можно спасти, составляет считанные минуты, и в этом случае помочь могут только свидетели происходящего или спасатели, находящиеся непосредственно на месте. Для людей, находящихся в холодной воде без гидротермоизолирующих костюмов срок исчисляется десятками минут, в костюмах – часами. В спасательном плавсредстве – шлюпке, плоте можно продержаться много суток. Пострадавшие, выбравшиеся на берег, в зависимости от погоды и их состояния и опыта могут оставаться в живых длительное время даже вдали от цивилизации.

 

Поступление первых сведений.

 

На международном уровне благодаря существующим конвенциям и договорам предусмотрены меры по максимально быстрому оповещению соответствующих ведомств и служб о бедствии с морскими и воздушными судами. Сигнал передается с использованием различных радиоканалов, как в ручном, так и в автоматическом режиме и немедленно попадает в нужные структуры. Время реагирования в этом случае может составлять от нескольких минут до нескольких часов. Время прибытия поисково-спасательной группы на место аварии или катастрофы – от нескольких десятков минут до нескольких суток в зависимости от района и погодных условий.

Что касается неприятностей, происходящих с маломерными судами и отдельными гражданами основной ныне действующий канал – сотовая связь (там, где она есть). Все чаще удается благодаря сотовой связи и свидетелям несчастного случая извлечь тонущего буквально из-под воды. В отсутствие свидетелей и канала радиосвязи поиск пострадавших может растянуться надолго, однако прогноз развития ситуации в течение нескольких суток остается благоприятным.

 

Начальные действия.

 

В случае быстрого прохождения сигнала и при наличии пострадавших их жизнь зависит от того, насколько быстро прибудет помощь. АСФ, проводящие ПСР на акваториях, должны располагать возможностью действенного применения авиации и скоростными судами. К сожалению, на морских акваториях из-за огромных расстояний время прибытия ПСГ составляет многие часы и даже сутки.

Если сигнал бедствия проходит долго, а акватория обширна, район поисков может иметь большие размеры и поисковые работы разворачиваются в больших масштабах. Для ведения таких работ требуются суда с большой дальностью действия и большой автономностью – не менее 10 суток.

Один из наиболее действенных способов реагирования на ЧС на обширных акваториях – оповещение находящихся на них судов, авиации и береговых служб как с целью сбора информации, так и для привлечения находящихся поблизости к поисковым и спасательным работам.

 

Планирование.

 

При планировании РПСР должен ясно понимать, что может произойти с пострадавшими и иметь ясное представление о находящихся в его распоряжении силах и средствах. Меры реагирования должны соответствовать прогнозу развития ситуации.

С точки зрения планирования поисков водные объекты можно классифицировать по размерам и проходимости для водного транспорта:

-         море;

-         крупные озера, водохранилища, большие судоходные реки;

-         средние озера и реки

-         мелкие и труднодоступные средние озера и реки;

-         ручьи, мелкие лесные и горные речки, болота.

Поисковые работы на море требуют применения морских судов. Весьма эффективно применение авиации. В прибрежной полосе в спокойную погоду используются маломерные плавсредства. Организация поисков на море очень полно изложена в IAMSAR manual, и пересказывать ее нет необходимости.

Крупные акватории для площадных поисков требуют применения катеров, моторных лодок. Здесь также применимы изложенные в IAMSAR методы. Применение авиации приветствуется.

Поисковые работы на море и крупных акваториях обычно включают площадные поиски и поиск по береговой линии.

Средние озера площадью в несколько квадратных километров и реки шириной более 40-50 метров лучше всего осматривать на катере или моторной лодке. Осмотру подлежат оба берега реки ниже по течению независимо от того, на каком берегу произошел несчастный случай. В реках, меняющих направление течения по причине прилива осмотру подлежит и береговая линия выше по течению. Применение авиации ограничено. Визуальный поиск с самолета малоэффективен, поскольку самолет в движении обычно не успевает за изгибами береговой линии. Более приемлем вертолет. С воздуха часто очень хорошо просматривается дно на неглубоких участках акватории, что является большим преимуществом, а также заросли камышей и кусты. При воздушном поиске с вертолета должна быть предусмотрена возможность высадки наземной группы, в том числе и на воду в отсутствие возможности посадки или десантирования на берег. Эффективно применение малой и сверхмалой авиации.

Мелкие водоемы - озера и реки, особенно труднодоступные, наиболее сложно обследовать. Реки в лесу извилисты, берега изрезаны и завалены буреломом. Русло перекрыто перекатами, порогами, отмелями, завалами, бобровыми плотинами и т.п. Горные реки имеют по большей части бурное течение и серьезные пороги. Применение авиации для поиска малоэффективно, поскольку береговая линия скрыта кронами деревьев, хотя допустимо применение вертолета. Применение моторных лодок ограничено из-за трудностей доставки и сложностей, возникающих при преодолении препятствий. Лучше всего в этом случае легкие разборные туристические суда. Для ведения поиска лучшее средство – легкий каяк. ПСГ из двух подготовленных каякеров способна за рабочий день пройти до 50 км поискового маршрута. Для транспортировки пострадавшего наиболее пригоден туристический 4-хместный катамаран.

Узкие реки и ручьи, мелкие озерца, болота подлежат осмотру в пешем порядке. Применение авиации затруднено и низкоэффективно, хотя возможно. Перспективно применение сверхмалой авиации – мотодельтапланов и особенно мотопарапланов. К числу применяемых плавсредств условно можно отнести гидрокостюм, позволяющий заходить в воду и преодолевать отдельные участки вплавь. Часто узкие лесные реки удобнее всего осматривать, передвигаясь пешком по руслу, поскольку берега заросли кустами и завалены буреломом. Гидрокостюм мокрого типа предпочтителен летом в теплую погоду, а в межсезонье и зимой – сухой гидротермоизолирующий костюм.

 

Оперативные мероприятия.

 

Спасение пострадавших из воды.

 

Плавающие на поверхности воды пострадавшие – как раз тот самый случай, когда требуется максимальная оперативность. Время прибытия сил и средств в идеале не должно превышать нескольких минут. Подбор с воды плавающего человека предъявляет серьезные требования к квалификации судоводителя судна-спасателя. Необходимость маневрирования на малой скорости и обязательная остановка движителей при подходе к пострадавшему требует профессионального владения своим судном. Наиболее надежный способ в случае одного или двух-трех пострадавших сначала пройти от них средним ходом на расстоянии нескольких метров и подать средства спасения – спасательные круги и т.п., и только затем приступить к маневрам по подбору их с воды. Если положение критическое, в воду должен прыгнуть экипированный и тренированный пловец-спасатель. Если вода имеет низкую температуру, спасатель должен прыгать в воду в любом случае, поскольку пострадавший может уйти под воду в любую секунду.

Работа по спасению тонущих предъявляет серьезные требования к квалификации и физическим кондициям спасателя из-за высокой опасности утонуть вместе со спасаемым. Экипировка (так называемый комплект № 1) обязательно должна включать: неопреновый гидрокостюм, грузовой пояс, ласты, маску, водолазный нож. Гидрокостюм имеет положительную плавучесть, тем большую, чем толще неопрен. Это означает, что, сбрасывая в аварийной ситуации грузовой пояс, пловец автоматически всплывает. Плавучесть спасателя должна быть слегка положительной (2-3 кг), но позволять нырять без затруднений. Водолазный нож обычно снабжен острой пилкой на обушке, что расширяет его возможности. Дыхательная трубка нужна, если предполагается длительное плавание по поверхности воды, но не обязательна. Никакого страховочного конца при спасении утопающего не должно быть. Любой водолаз расскажет, сколько внимания и времени уходит на его контроль. Запутаться можно и в прозрачной воде, а при ограниченной видимости – очень легко. Страховочный конец нужен, если пловец работает планомерно и неторопливо, например – ищет тело заведомо утонувшего.

Отдельный случай применения страховочного конца – работа на «белой воде» - быстром турбулентном течении. Этот способ больше применяется туристами при прохождении сложных порогов, когда упавшего в воду человека извлекает находящийся ниже по течению «живец», который бросается в воду, за несколько интенсивных гребков достигает цели и возвращается с пострадавшим на берег. Веревка помогает не уплыть вниз по течению. «Живец» должен быть в каске и по возможности в костюме, защищающем от ударов о камни. Конец крепится на спине за грудную обвязку.

Наличие второго пловца в воде или в катере увеличивает безопасность первого.

Пловец должен быть тренирован на работу под водой с задержкой дыхания не менее чем на одну минуту и на освобождение от захвата тонущего. Отделаться теорией здесь невозможно, нужно регулярно тренироваться.

Тема работы под водой на задержке дыхания хорошо освоена любителями подводной охоты, и на их сайтах можно прочитать много интересного.

В спасжилете пловцу-спасателю работать не следует, поскольку спасжилет сильно мешает активным действиям, плаванию, а для того, чтобы нырнуть, его придется сбросить. Исключение составляют жилеты, специально предназначенные для экипировки пловцов-спасателей.

Судно-спасатель должно быть оборудовано устройствами для подъема из воды спасателей и пострадавших (трапами), и устройствами для подъема пострадавших, находящихся без сознания.

Если людей на поверхности воды много, судно-спасатель должно при прохождении выбросить все имеющиеся в его распоряжении средства спасения – плоты, спасательные круги, спасжилеты, после чего приступить к планомерному подбору пострадавших.

На судне должна быть предусмотрена возможность для обогрева пострадавших.

 

Осмотр береговой линии.

 

Береговая линия является аккумулятором предметов и знаков, свидетельствующих о происшествии. Почти все ЧС на водных объектах оставляют свои следы на берегу. Тщательному визуальному осмотру подлежат урез воды, полоса прибоя, приливно-отливная полоса во время отлива, полоса берега в пределах видимости, скалы, отмели, прибрежные рифы, каменные гряды и т.п. – все места, где может зафиксироваться улика или тело утонувшего. Также подлежат осмотру рыбацкие стоянки, убежища, береговые и прибрежные сооружения. Осмотр следует вести с воды и с берега, по возможности – параллельно. В отсутствие сильного прибоя наилучшее плавсредство для осмотра береговой линии – плоскодонное маломерное судно с подвесным мотором или водометом, а в некоторых случаях гребное плавсредство. Следует обращать внимание на поведение чаек и других птиц, которые могут указать на тело утонувшего.

Если попавшему в холодную воду удается выбраться на берег, то в холодную погоду в отсутствие возможности согреться его ждет переохлаждение со смертельным исходом. Выбравшись, человек инстинктивно расслабляется, считая, что приключение закончилось, и может умереть в нескольких десятках метров от воды на берегу. Поэтому прибрежная полоса в месте предполагаемого утопления должна быть осмотрена на 50-100 м, а также следует осмотреть пути, по которым пострадавший мог двигаться в сторону жилья, стоянки, людей и т.п.

 

Поиск утонувшего.

 

При визуальном поиске утонувшего искать следует не только тело, но и улики, указывающие на несчастный случай – одежду, плавсредство и т.д., как с берега, так и с воды. Использование водолазов рационально только при наличии весьма достоверной информации о точном месте утопления (свидетели, одежда на берегу, следы, уходящие в воду и т.п.). Водолазная группа в зависимости от видимости под водой за рабочую смену способна осмотреть дно водоема площадью от 2000 кв м при ограниченной видимости под водой до 1 м до 10000-15000 кв м при хорошей видимости. Чаще всего в водоемах присутствует ограниченная видимость. Определить состояние видимости можно, рассматривая контрастные светлые предметы на дне с поверхности воды – если предмет разглядеть уже невозможно, глубина в данном месте определяет видимость.

Утонувший, если он не одет в спасжилет и не имеет другой дополнительной плавучести, сразу опускается на дно непосредственно в месте утопления и находится там независимо от наличия течения. Только очень сильное течение, более 2 м/с возле дна, способно его перекатывать. Такие случаи встречаются нечасто.

На дне утопленник обычно находится в характерной позе – на спине или лицом вниз, ноги слегка согнуты, руки перед грудью и скрючены.

Тело утонувшего всплывает в среднем через 3 дня после утопления летом в теплой воде и через 10-14 дней в межсезонье и зимой, когда вода холодная. Всплытие происходит резко, поскольку газы, накопившиеся в результате разложения в органах и тканях, в момент первоначального всплытия начинают расширяться из-за снижения давления воды при подъеме. Всплытие «готового» тела может произойти от воздействия внешнего фактора – толчка, сотрясения и даже вибрации. Отсюда старинный способ искать утопленника, стреляя на акватории из огнестрельного оружия. Всплывший утопленник перемещается течением и прибивается к берегу, запутывается в кустах, тростнике. Разглядеть тело часто удается с трудом – на поверхности виднеется только затылок и верхняя часть спины. Одежда покрыта грязью и имеет грязно-серый цвет, кожа светло-серая. Часто утонувший становится добычей птиц и животных. По прошествии времени в зависимости от температуры воды и воздуха процессы разложения приводят к тому, что утопленник окончательно погружается под воду.

 

Поиски с использованием водолазов.

 

При наличии уверенности в том, что утонувший находится на дне в ограниченном районе акватории, применяется поиск под водой с использованием водолазов. Применение специальной техники – гидролокаторов, эхолотов, подводных управляемых аппаратов, телекамер и т.п. возможно, однако визуальный и тактильный поиск водолазом остается основным методом. Технические средства поиска пока не имеют широкого распространения из-за высокой стоимости и низкой надежности при их использовании.

Обычно глубина, на которой работают водолазы при поиске, не превышает 20-25 м. Работа на большей глубине требует серьезной квалификации и оснащения, площадь осмотренного дна за смену в этом случае составит не тысячи, а сотни квадратных метров.

При подводном поиске достаточно сложно добиться полноценного перекрытия всей площади осматриваемого участка дна. Водолаз под водой практически не ориентируется и его работе мешают различные препятствия, находящиеся на дне – от коряг и бревен до старых рыболовных сетей, тросов и прочего мусора. Поэтому при ведении поиска задача полноценного перекрытия района поисков ложится на руководителя спусков, который должен грамотно спланировать действия работающего водолаза и обеспечивающего, который управляет им путем подачи команд с поверхности.

Следует помнить, что глубина, на которой может оказаться утонувший, может быть даже меньше человеческого роста. Нередки случаи, когда человек тонет на глубине метр-полтора. Такие участки акватории может обследовать пешим порядком спасатель в водолазном или гидротермоизолирущем костюме.

В зависимости от прозрачности воды применяются различные способы осмотра дна.

Если видимость составляет более 5 м, возможна медленная буксировка водолаза за лодкой или катером с использованием приемника GPS. Движение происходит галсами. При подобном способе большую опасность представляет зацеп водолаза за препятствие на дне. Даже если буксировка проводится на легком гребном судне, при жестком соединении водолаза и лодки инерции лодки будет достаточно, чтобы нанести ему травму. Поэтому водолаз должен держаться рукой за буксирный конец с огоном, отпуская его при необходимости, связь следует применять беспроводную. Применение шлангового снаряжения недопустимо. Следует использовать буек. Буксировка за сигнальный конец возможна, но не желательна. В этом случае нельзя привязывать конец к судну, обеспечивающий должен держать его в руках, свободная веревка аккуратно складывается, чтобы иметь возможность ее вытравить в достаточном количестве, а гребцы должны быть готовы немедленно табанить. Буксировка мотором недопустима.

Если видимость менее 5 м, водолаз перемещается на натянутом сигнальном конце, описывая дуги в пределах определенного руководителем спусков сектора. Обеспечивающий водолаз выдает либо подбирает сигнальный конец на определенную длину в зависимости от видимости, одновременно давая команду работающему водолазу к повороту. Одним сектором часто дело не кончается. Приходится совмещать сектора, не допуская значительного перекрытия одного другим. Для полноценного перекрытия района руководитель спусков должен использовать ориентиры – метки на берегу, либо буйки, выставляемые на акватории. При нулевой видимости применяется этот же метод, ширина галса при этом – не более 1,5 м (размах рук водолаза). Большое значение приобретает опыт работающего и обеспечивающего водолаза – умение ходить по командам с поверхности, чувство сигнального конца, зацепов и т.п., а также психологическая устойчивость. При самой грамотной организации работ возможно пропустить объект поисков, поэтому нередко приходится перекрывать район дважды.

В отсутствие достоверной информации о месте утопления РПСР вынужден иметь дело с большим районом поисков – гораздо большим, чем способна осмотреть водолазная группа за одну или несколько рабочих смен. В этом случае осмотру подлежат наиболее вероятные места, и в случае отсутствия результата следует организовать наблюдение за акваторией к моменту вероятного всплытия тела.

Поиск под водой в удаленных от дорог районах осложняется необходимостью переноски водолазного снаряжения пешком. Общий вес полноценного комплекта снаряжения может составить 150-200 кг и более, так что группа из трех-четырех человек вряд ли сможет перенести его на большое расстояние. Однако в зависимости от условий на обследуемой акватории может оказаться возможной работа пловца в комплекте № 1. Если глубина невелика – до 4-5 метров и вода достаточно прозрачна, чтобы пловец уверенно контролировал свои действия и видел препятствия, такая работа возможна. Правда, требуется, чтобы он имел серьезную подготовку – физическую и психологическую, умел работать на задержке дыхания. Вес снаряжения в этом случае определяется весом гидрокостюма и грузов. Вес переносимых грузов можно уменьшить почти до нуля, если использовать пояс с мешочками или сумками, в которые укладываются найденные на месте спуска камни и песок или другие увесистые предметы.

 

ПСР на болоте.

 

Если имеется версия утопления пострадавшего в болоте, приходится проводить поиск в топях и трясинах. Проходимость многих болот на картах и в глазах местного населения обычно сильно занижена. Объективно преодолеть можно любую, сколь угодно коварную топь. Боязнь болота основывается на представлении о том, что болото «засасывает». На самом деле в болотной массе, так же как и в любом объеме воды, на человека действуют всего две известные силы – гравитационная и сила Архимеда. Для того, чтобы уйти с головой под воду, человек должен иметь достаточный для этого импульс, а чтобы не всплыть после этого – средняя плотность тела (включая одежду и другой груз) должна быть больше плотности воды. Болотная масса имеет плотность, близкую к плотности воды. То есть человек, одетый в подходящий спасжилет, утонуть в болоте не может. Правда, всплытие может задержать вязкость болотной массы. Поэтому передвижение по опасному болоту следует осуществлять осторожно, без резких движений и прыжков – и в спасжилете.

Наиболее опасны в болотах ручьевины – зоны медленно текущей воды, чаруса – мелкие озерца, участки открытой грязи и участки, покрытые яркой зеленой растительностью.

Если возможно движение пешком, оно осуществляется в группе на расстоянии 3-4 метра друг от друга. Каждый участник вооружается прочным шестом. У группы должна быть прочная веревка длиной 15-20 м. Наиболее опытный спасатель движется впереди, остальные по его следам. Высокие резиновые сапоги – бродни должны плотно сидеть на ноге, чтобы не сваливаться при присасывании в грязи. Возможно применение гидрокостюмов. Провалившийся использует свой шест, положив его горизонтально и опираясь на середину, старается выбраться. Остальные, не приближаясь, могут подать ему помощь с помощью своих шестов или веревки.

Если топь непреодолима пешком, в группе следует иметь небольшую резиновую лодку и две легкие доски длиной 2,5-3 м. Два спасателя в гидрокостюмах и спасжилетах двигаются комбинированным способом – пешком, на лодке, отталкиваясь шестами и на веслах, либо выкладывая доски и двигаясь вместе с лодкой по ним. Если спасателей больше, чем вмещает лодка, через топкие места организуется переправа – лодка перетягивается с помощью веревки. Также можно перетягивать спасателей в гидрокостюмах по одному веревкой.

На месте утопления в болоте часто остаются плавающие предметы – корзинки, предметы одежды, пластиковые бутылки и т.п. Теоретически трупы в болотах должны по прошествии времени всплывать, однако в зависимости от глубины погружения и гидрологического режима этого может не случится, поскольку разложение трупа пойдет по анаэробному пути без выделения газов в тканях. Плавучесть трупа не изменится. Для извлечения такого объекта необходимо привлечение водолазов. К счастью, такие случаи крайне редки.

 

Работа на тонком льду.

 

Необходимость проведения работ на тонком льду возникает в период ледостава, весной, на участках рек с быстрым течением и в подобных местах, в местах сброса теплой воды предприятиями. На больших судоходных акваториях возможно применение судов, способных двигаться через лед – буксиров и подобных. Однако осадка подобного судна может не позволить выйти в нужную точку. К числу транспортных средств, наиболее полно обеспечивающих возможность проведения таких работ кроме вертолетов относятся суда на воздушной подушке и аэроботы.

В отсутствие подобных судов и вертолета под рукой ПСГ должна располагать индивидуальными гидротермоизолирующими костюмами для каждого спасателя, веревками, инструментами для ломания льда (топор, пешня, топор с приваренной к обуху длинной ручкой) и легкой алюминиевой, пластиковой или (нежелательно) надувной лодкой, вмещающей двух спасателей и одного пострадавшего. Желательно наличие 2-3 легких досок длиной 2-2,5 метра. Спасатели двигаются пешком по льду , находясь с бортов или с носа и кормы лодки. При проваливании опираются о лодку и влезают в нее. Доски используются для распределения веса человека на большую площадь льда. Лыжи использовать нерационально и очень опасно в местах с сильным течением подо льдом. В таких местах спасатели должны быть жестко пристрахованы к лодке и находиться в готовности немедленно оказать помощь товарищу. Если двигаться пешком невозможно, движение осуществляется в лодке, перед которой вручную ломается лед. Преодолеть участок мелкого плотного битого льда можно, запустив «живца» - спасателя в гидрокостюме, привязанного веревкой. Добравшись до надежной льдины или берега, он за веревку вытаскивает к себе лодку.

Движение подобным порядком по льду во время ледохода крайне опасно и не допускается.

 

Использование туристических судов.

 

К туристическим судам традиционно относятся катамараны, байдарки и каяки. Российские туристы освоили также сплав на спасательных плотах, однако низкие эксплуатационные характеристики этих плавсредств не позволяют их серьезно рассматривать в качестве предмета оснащения поисково-спасательной группы. За рубежом, а в последнее время и в нашей стране популярность приобрели рафты – большие резиновые лодки.

 

Катамараны.

 

Катамараны идеальны для транспортировки грузов и пострадавших в сложных условиях на порожистых, с большими количеством препятствий реках и удаленных от дорог и цивилизации озерах. Для поисково-спасательной группы предпочтительны четырехместные катамараны, хотя могут найти применение и двухместные, которые также обладают достаточной грузоподъемностью для транспортировки одного пострадавшего, а также шести- восьмиместные, способные перевозить огромное количество груза. Скорость движения на спокойной воде в режиме постоянной гребли у катамаранов составляет 3-6 км/ч, при необходимости кратковременно гребцы могут разогнать судно до 15 км/ч.

Катамаран состоит из двух параллельных надувных баллонов (гондол), закрепляемых с помощью веревок на прямоугольной раме. Баллоны обычно имеют прочную оболочку или «шкуру» со вставляемой внутрь герметичной емкостью, изготовленной из тонкой прорезиненной ткани, удерживающей воздух под небольшим избыточным давлением. Иногда баллон для снижения веса делается однослойным (монобаллон).

Рама изготавливается из алюминиевого профиля в условиях мастерской или из жердей в полевых условиях. Полный комплект четырехместного катамарана весит до 40-60 кг. Основной способ снижения веса при пешей заброске к месту ведения работ – изготовление каркаса на месте. Минимальный комплект двухместного катамарана, представляющий собой просто два монобаллона, удавалось сконструировать весом всего 4 кг, однако такой катамаран пригоден только для плавания в спокойных условиях и преодоления несложных препятствий.

Гребля на катамаране осуществляется канойными/катамаранными веслами, имеющими большую лопасть и Т-образную рукоятку на противоположном конце. Подбор длины весла в идеале осуществляется индивидуально.

Любой катамаран можно приспособить для плавания под парусом. Изготовление и установка мачты в умелых руках не представляет проблемы, парус изготавливается из любого подручного куска ткани, килеватость обеспечивается конструкцией судна. Перевернуть катамаран на свежем ветру довольно сложно, но можно.

Также на катамаран можно при желании установить лодочный мотор.

 

Управление катамараном – занятие довольно хлопотное для команды, собранной из случайных людей. Одно из важнейших требований к гребцам – согласованность действий, которая вырабатывается длительными совместными тренировками и именуется схоженностью. Это требование можно считать одним из ограничений и недостатков использования катамаранов при проведении ПСР. В неопытных руках катамаран, также как и любое судно, управляемое катамаранными веслами, движется куда угодно, только не по назначению.

Руководит действиями гребцов на катамаране один из сидящих на корме, как правило наиболее опытный турист-водник. При плавании в сложных условиях подаваемые им команды должны выполняться немедленно и без обсуждения. В схоженной группе команды капитана как правило носят общий характер типа «идем на большой камень», «по левой струе» и т.п. В команде малоопытной даются команды каждому борту по отдельности или всем сразу. В этом случае речь может идти только о более-менее прямолинейном движении и простых маневрах.

При плавании в несложных условиях гребец на катамаране сидит на любом подходящем сиденье, чаще всего на своем рюкзаке, вытянув ноги перед собой. Однако такая посадка при сильном волнении и преодолении сложных препятствий чревата для него внезапным катапультированием. Поэтому при спортивной посадке гребец сидит на баллоне на коленях с ногами, заправленными в специальные ремни – ножные охваты, а пятой точкой на рюкзаке либо на специальной опоре.

Гребля на катамаране предполагает работу каждого гребца либо слева, либо справа. Многие люди – правши с трудом осваивают греблю на левом баллоне, эту особенность надо учитывать при формировании команды катамарана. Весло держится одной (верхней) рукой за Т-образную ручку сверху, а при ее отсутствии – ладонью сверху торца весла. Нижняя рука держит шафт на расстоянии от верхнего конца весла таком, чтобы будучи положено на голову, оно образовывало прямой угол с предплечьями, расположенными вертикально (рис 10.1).

Рис. 10.1 Хват катамаранного (канойного) весла.


Прямая гребля катамаранным веслом происходит с прямой спиной с использованием только плечевого пояса. Управляющие гребки допускают поворот торса и отклонение от вертикального положения. При этом во избежание травмы нельзя заводить верхнюю руку за голову. Основные гребки – прямой и обратный, а также подтягивающий гребок и приемы подруливания (рис. 10.2,10.3).

Рис. 10.2 Подтягивающий гребок.

Рис. 10.3
Серьезные препятствия для катамарана встречаются нечасто, и в основном на бурных горных реках. Это: водопады высотой более трети длины гондолы, способные вызвать переворачивание; бочки (котел за мощным сливом, характеризующийся интенсивным обратным течением поверхностного слоя воды) длиной более гондолы; в бочке катамаран прибивает встречным течением под поток льющейся сверху воды, что также может вызвать его переворачивание; крутые волны и валы с высотой, сопоставимой с длиной гондолы; мощные прижимные течения; камни, бревна в русле в комбинации с быстрым течением, попадание на которые может вызвать поломку каркаса и разрыв баллона, а также катапультирование членов команды и пассажиров.

Плавание в сложных условиях требует от команды катамарана соответствующей экипировки. Каждый участник должен быть в каске и в спасжилете емкостью не менее 8 литров для спокойных условий и не менее 15 литров для «белой воды», когда возможно падение в турбулентную наполненную пузырьками воздуха воду, в которой сила Архимеда значительно ослаблена. У каждого участника должен быть нож. Катамаран должен быть экипирован выброской. Выброска представляет собой узкий длинный яркий мешочек из синтетической ткани с аккуратно сложенным внутри репшнуром длиной до 30 м, вшитым поплавком из пенопласта или пенополиуретана и петлей с карабином. Груз на катамаране тщательно закрепляется. Все боящиеся воды вещи упаковываются герметично. Пострадавший, напротив, не привязывается к носилкам или к катамарану. Следует максимально избегать преодоления серьезных порогов и других препятствий с пострадавшим на судне; лучше организовать обнос. Если же прохождение препятствия производится по воде, предпринимаются различные меры обеспечения безопасности. Первым по возможности проходит легкое судно, например катамаран – двойка, который становится в суводь ниже порога в готовности оказать помощь другим судам. На берегу выставляются спасатели с выбросками в готовности подать выброску упавшим в воду либо для зачаливания судна. Выброска подается особым приемом, позволяющим попасть в цель прицельно, а точность броска определяет эффективность помощи (рис. 10.4). Бросок исключительно в вертикальной плоскости позволяет добиться высокой точности попадания.

Рис. 10.4 Бросание выброски.

Самым экстремальным способом оказания помощи является использование «живца» - одетого в альпинистскую обвязку, спасжилет, каску, защитный, а иногда и гидротермоизолирующий костюм спасателя, который при необходимости бросается в воду и хватает пострадавшего. «Живца» с пострадавшим вытаскивают за веревку, которая пристегнута карабином за обвязку на спине.

Сплав по быстрой воде как правило осуществляется «полулагом», когда баллоны располагаются под некоторым углом к линии движения. Основные усилия команды тратятся на   управление судном, и такая позиция позволяет это делать наиболее оперативно. Прохождение сливов производится как правило по центру струи – по языку, который обычно легко читается с воды. Прохождение водопадов обычно требует предварительного просмотра. Для прохождения бочки катамаран максимально разгоняется перед сливом, при вхождении в бочку гребцы наклоняются и погружают весла максимально глубоко, чтобы зацепить поток воды, идущий вдоль дна. Положение катамарана в этом случае не полулагом, а носом по линии движения. Если катамаран не преодолел бочку по инерции, встречным течением его затаскивает под слив. Задача гребцов удержать судно носом от слива и сместиться в сторону из-под него, туда, где встречное течение меньше или отсутствует. Если катамаран развернуло и поставило одной стороной под слив, гребцы со стороны слива максимально отклоняются от него, а гребцы на другой стороне, глубоко погружая весла, стараются вывести катамаран в сторону.

Падение в воду в результате катапультирования или переворачивания судна в большой бочке – тяжелое испытание даже для подготовленного пловца. Возможна ситуация, когда человека полощет под сливом в течение продолжительного времени, дыхание в таких условиях крайне затруднено, также как и ориентирование в пространстве. В таких случаях следует постараться двигаться в сторону от слива либо набрать воздуха и как можно глубже нырнуть, используя силу попутной струи, чтобы пройти вдоль дна и быть выброшенным на воздух уже за бочкой. В этом случае спасжилет является серьезной помехой; известны случаи, когда пловцы освобождались от него, чтобы покинуть бочку.

В случае навала катамарана боком на препятствие сильным течением гребцам со стороны течения следует сместиться в сторону препятствия, чтобы избежать закусывания баллона набегающей водой. Дальше нужно стараться сдвигать катамаран вдоль препятствия в нужную сторону, пока его не сбросит течением.

Отдельным препятствием, распространенным на таежных реках, является завал. Обычно это участок русла, забитый стволами деревьев и лесным мусором. Длина завала может составлять десятки и даже сотни метров. Комбинация завала и быстрого течения представляет собой большую опасность; судно или человек, прижатые к бревнам водой, стремительно текущей сквозь тело завала, попадают в тяжелую ситуацию. Человека может затянуть под плавающие бревна.

Отдельное полузатопленное гладкое бревно поперек русла возможно преодолеть, разогнав катамаран. Наехав на бревно, в лучшем случае получится перевалить его и продолжить плавание, в худшем – зависнуть на бревне и маневрировать участниками и грузом, одновременно пытаясь спихнуть судно. Бревно, усеянное сучками преодолевать таким способом не рекомендуется, поскольку можно порвать баллон.

Иногда возможно быстро разобрать завал. Неоценимую помощь в этом случае может оказать острый топор и бензопила, главное помнить, что двигатели внутреннего сгорания не могут работать без воздуха и даже выходят из строя, будучи погружены в воду в работающем состоянии. Смещающийся течением разобранный завал представляет собой определенную опасность, поэтому действовать нужно аккуратно и вдумчиво и стараться не оказаться на пути плывущих кубометров древесины.

Большие завалы проще всего преодолеть, организовав обнос по берегу. Иногда это затруднено крутыми, заросшими берегами и команда вынуждена тащить судно по телу завала. Крупные завалы обычно образуют довольно прочную конструкцию, однако и в них встречаются участки с незакрепленными, свободно плавающими бревнами. Перемещаться по завалу следует, держась за катамаран и двигать его вперед, находясь в устойчивой позиции по команде капитана. Одновременное движение катамарана и участников (обычно это возможно, если группа движется без большого груза) чревато травмами.

 

Байдарки и каяки.

 

Байдарками традиционно называются двух- трехместные туристские суда, а каяками – одноместные, хотя назвать каяк одноместной байдаркой не будет ошибкой. Иногда каяками называют байдарки. Байдарки и каяки приобрели большую популярность благодаря низкому весу, высокой скорости и маневренности; каяки признаны самыми безопасными судами для плавания в условиях «белой воды». Популярность каяка в последнее время значительно выросла по сравнению с байдаркой благодаря его более широким возможностям. Управление байдаркой сложнее, поскольку необходима высокая схоженность экипажа. Многие приемы, особенно на быстрой воде, требуют полной согласованности действий, которых невозможно добиться в случайной команде. Поэтому здесь описывается в основном работа с каяком.

Суда этого типа различаются обычно по материалу изготовления и конструкции. Спортивные, а также прогулочные каяки и байдарки изготавливаются обычно из пластика или полиэтилена единым монолитным корпусом. Каркасные суда имеют обычно металлический разборный каркас из алюминиевого профиля и оболочку из прочной не пропускающей воду ткани. Наибольшую популярность в этом классе получили каркасно-надувные (или каркасно-поддувные) конструкции, в которых внутри оболочки вдоль бортов присутствуют надувные баллоны, формирующие обводы судна и одновременно выполняющие роль емкостей непотопляемости. Еще одна разновидность байдарок – надувные байдарки. Здесь надо различать суда с низким давлением в баллонах, фактически такие плавсредства являются узкими разновидностями резиновых лодок, и суда. накачиваемые до давления 0,2-0,3 атмосферы, что делает их предельно жесткими. У всех вариантов имеются свои плюсы и минусы, свои сторонники и противники. Для ведения поисковых работ применимы все разновидности. Наибольшую скорость движения и соответственно производительность труда обеспечивают спортивные пластиковые и каркасно-надувные суда.

Пластиковые каяки не ломаются, легко переносят волоки по песку и траве, однако имеют значительный вес (20-30 кг для спортивных модификаций и до 50 кг для экспедиционных и морских моделей) и неразборны, что вызывает проблемы при транспортировке различными видами транспорта.

Каркасные и каркасно-надувные суда легко разбираются и собираются. Укладка каяка в разобранном виде обычно представляет собой упаковку рюкзачного типа размером не более 40х60х150 см. Вес каяка колеблется от 8 до 15 кг. Слабое звено таких судов – оболочка или «шкура», которую легко порвать на камнях.

Спортивные пластиковые и каркасные суда имеют значительное преимущество – посадка гребца в них физиологична; человек сидит практически на уровне водной поверхности, весло погружается в воду рядом с бедрами, вследствие чего для гребли необходимы минимальные усилия.

Байдарки низкого давления не имеют значительных преимуществ в ряду подобных судов за исключением очень высокой остойчивости по сравнению с узкими, особенно спортивными каяками. Недостатки - низкая скорость, значительное ветровое сопротивление, неудобная высокая посадка.

Байдарки высокого давления в разобранном виде весьма компактны, весят 10-15 кг, очень быстро приводятся в готовность к плаванию, обладают способностью самоотлива за счет надувного дна, приподнятого над поверхностью воды и специальных отверстий вдоль бортов, за счет мягкости баллонов и большой прочности ткани оболочки мало чувствительны к наезду на острые препятствия. Недостаток – сложность ремонта разрыва оболочки. Посадка гребца в такой байдарке также далека от идеальной.

Весла, применяемые для гребли на каяках и байдарках, больше не находят применение нигде. Грести байдарочным веслом на каком-либо другом судне, кроме того, у которого водная поверхность расположена непосредственно под правым и левым боком, весьма неудобно. Две лопасти весла обеспечивают отличную эффективность гребли и оперативное маневрирование. Правильное весло имеет лопасти, развернутые на угол почти 90° относительно друг друга, что позволяет значительно уменьшить сопротивление воздушной среде при прямом гребке, когда верхняя часть весла движется навстречу генеральному направлению движения. Длина спортивного каякерного весла подбирается под гребца, который должен, поставив весло вертикально и подняв руку, охватить пальцами верхний край лопасти. Более точная подгонка весла «под себя» по длине, развороту лопастей и прочим нюансам – дело совершенно индивидуальное и зависит от многих факторов. Весло же «для чайников» - разборное на 2 или 3 части дюралевое с углом разворота ровно 90° и длиной 220-240 см. Весло без разворота говорит о полной неопытности гребца.

Сделать правильный хват весла можно, положив середину весла на голову и взявшись за шафт так, чтобы предплечья приняли вертикальное положение. При гребле одна кисть, как правило правая у правшей, держит шафт жестко, в то время как в другом кулаке он поворачивается как в подшипнике приблизительно на 90° при каждом гребке.

Посадка в каяке сначала кажется неудобной, поскольку в традициях европейцев нет привычки сидеть вертикально с вытянутыми перед собой почти прямыми ногами, однако это неудобство быстро забывается.

Освоение техники управления каяком является тем достаточно высоким порогом, только переступив который спасатель может применять каяк при ведении поисково-спасательных работ. Случайному человеку в каяке, особенно спортивном, не место. Это касается даже плавания по спокойной воде. Только качественно освоив десяток базовых приемов, можно говорить о возможности подобного применения каяка.

Основным отличием каяка от других судов является его крайне низкая остойчивость, которая тем хуже, чем уже судно. Перевернуть каяк вверх килем можно просто изменив в нем положение тела. Заснуть в спортивном судне невозможно – моментально окажешься под водой. Человеку неподготовленному это кажется препятствием, не позволяющим даже отойти от берега. Однако плохая остойчивость – обратная сторона отличных скоростных характеристик и управляемости. Многие столетия эксплуатации каяка (вспомним, что прототип судна можно найти у эскимосов, давших ему в том числе название) зарекомендовали его как практически идеальное судно для любых акваторий, когда необходимо передвижение с использованием исключительно силы мускулов человека. В управлении каяком большое значение имеет не только работа веслом и руками. Если прямая гребля состоит в работе плечевого пояса при прямой спине, то в движение через препятствия и сложные маневры вовлекается все тело. В основе профилактики оверкиля лежит использование крена и опоры на весло. В арсенале каждого опытного каякера имеются десятки различной сложности приемов, базовая же техника включает в себя: прямые и обратные гребки, дуговые гребки (рис. 10.5), подтягивающие гребки (рис. 10.6), опору на весло (рис. 10.7), крен (рис. 10.8), и как обязательные приемы безопасности, без овладения которыми нельзя выходить на акваторию, аварийное катапультирование и эскимосский переворот (рис. 10.9).

Рис. 10.5 Дуговой гребок

Рис. 10.6 Подтягивающий гребок.

Рис. 10.7 Опора на весло: 1) низкая 2) высокая

Рис.10.8 Крен

Рис. 10.9 Эскимосский переворот рычагом


Опора на весло – прием для восстановления потерянного равновесия. Этот динамический прием должен применяться рефлекторно.

Крен – один из базовых приемов сохранения надводного положения в быстром водном потоке и на волне. Если низкий борт каяка при набегании струи сбоку оказывается под водой, незамедлительно следует оверкиль. Поэтому каякер должен подставлять потоку дно лодки.

Аварийное катапультирование имеет целью покинуть перевернутый каяк. Простое, казалось бы, действие осложняется тем, что каякер в правильном каяке сидит довольно плотно, ноги и пятая точка расклинены между пяточными упорами, коленными упорами, спинным упором и сиденьем, кокпит (люк, в котором сидит каякер) довольно узок, положение под водой вниз головой, спасжилет тянет вверх и весло нельзя терять ни при каких обстоятельствах. В результате покидание лодки превращается в изысканное винтообразное движение, которое никто не видит и не может проконтролировать (если, конечно, процесс происходит не в бассейне под контролем инструктора).

Эскимосский переворот – важнейший прием, имеющий цель вернуть каяк из перевернутого положения на ровный киль не покидая его. Имеется 2 способа поднять лодку после оверкиля: переворот рычагом и переворот винтом. Переворот винтом сложен в освоении и капризен; он легко осуществим только на узком спортивном каяке, и почти невозможен на широком и тяжелом экспедиционном. Поэтому для базового освоения техники переворота можно рекомендовать только переворот рычагом. Осваивать прием лучше под руководством инструктора.

 

Copyrights Напольских Михаил Львович, 2011.