Ремкомплекты.

 

Вопрос о составе ремкомплекта встает каждый раз, когда группа сталкивается с необходимостью провести некое время автономно в отрыве от базы. А поскольку в отрыве от базы проводятся практически все ПСР, необходимость пристального внимания к набору носимых с собой ключей, отверток, иголок и заплат очевидна. Каждый спасатель с опытом работы может вспомнить, как срочно понадобилось шило, или запасная свеча для лодочного мотора, или торцовый ключ на 16. При этом если необходимая вещь находиться на расстоянии 10 часов ходьбы в быстром темпе, в лучшем случае пострадает некий виновник в составе группы. В худшем – пострадавший.

 

Собирая "запас прочности" для группы, мы сталкиваемся с несколькими ограничивающими факторами:

  1. Вес. Имеет значение тогда, когда группа вынуждена передвигаться пешком и нести груз на себе.
  2. Лень. Возникает при комплектовании и в процессе поддержания ремкомплекта в состоянии готовности.
  3. Время. Ограничение продолжительности процедуры сборов на ПСР и возникающая при этом нервозность.
  4. Финансы. Некоторые вещи в составе ремкомплекта стоят достаточно дорого, при этом требуется постоянная их замена и освежение, что зачастую не находит сочувствия у финансовых боссов.

 

Из всех этих факторов только один – первый – является объективным, поскольку реально влияет как на скорость передвижения, так и на самочувствие спасателей.

Остальные – вопрос дисциплины и внимания задолго до того, как ремкомплект может понадобиться для реальной работы.

Исходя из соображений веса, можно распределить вещички в составе ремкомплекта по убывающей – но не по весу, а по некоей смутной синтетической характеристике, отражающей, во-первых. важность применения каждого элемента в случае необходимости, и во-вторых – частоту его применения.

И в первых рядах находится небольшой, размером с банку консервов, набор следующих вещей:

1.            Мультитул – трансформер, обязательно имеющий в своем составе: пассатижи с плоской и полукруглой зажимающими поверхностями и кусачками, отвертку крестовую и плоскую, нож, шило, ножницы. Приветствуется наличие пилки, открывашки для консервов. Часто мультитул снабжен набором гаечных головок, бит, разводным ключом и т.п. Лучшим инструментом являются произведения известной американской фирмы, однако стоимость их значительно превышает стоимость всего остального ремкомплекта. Данный девайс можно рекомендовать серьезным людям либо для индивидуального пользования, либо в составе плотной группы. В противном случае он будет утерян гораздо раньше, чем вы насладитесь его несравненными достоинствами. Мультитул менее удобен, чем набор соответствующих инструментов по отдельности, однако гораздо компактней и легче. Не следует использовать самые дешевые образцы этого инструмента, поскольку в самый неподходящий момент он выйдет из строя – срежутся шлицы на отвертке, согнется и сломается нож, загнутся или развалятся плоскогубцы, затупятся кусачки и т.п.

2.            Разводной ключ малый (до 20-22 мм) - при его отсутствии в составе мультитула

3.            Монтажный скотч (серого цвета). Великолепное средство для присоединения чего угодно к чему угодно. Реальные примеры: приматывание лыжного ботинка к лыже и прогулка после этого 10 км с рюкзаком; соединение внахлест сломанной лыжи, лыжной палки; ремонт стрингеров в байдарке наложением шины в виде деревянной палки; приматывание штанин к ботинкам при необходимости идти по глубокому снегу в отсутствие фонариков и бахил. Прочность соединения после наложения нескольких плотных витков скотча сравнима с прочностью целого изделия. Кроме того, скотч подходит для наложения временных заплат для устранения течи в лодке, заклеивания небольших проколов в баллонах надувных лодок, восстановления герметичности гермокостюмов, гермоупаковок и т.п. Ограничения: скотч плохо липнет на сильном морозе. Кроме того, как и все липкие и клейкие составы, он не липнет к мокрой, масляной и жирной поверхности.

Почему не прозрачный скотч или изолента? И тот и другой вариант плохо себя ведут на холоде. С прозрачным скотчем трудно разобраться – найти конец и начать разматывать. Его труднее удалить, когда необходимость использования отпадает. Изолента, особенно низкокачественная, на холоде лопается, рвется, плохо клеится. При высокой температуре изолента размягчается, теряет прочность. В качестве эрзац-замены монтажного скотча можно предложить черную матерчатую изоленту. Только она не бывает широкой, усыхает после долгого хранения и плохо себя ведет при разматывании.

4.            Клей. Имеет смысл использовать только дорогой сукперклей. Он идеально подходит для полевых условий и, кроме высочайшей склеивающей способности, обладает еще одним достоинством – изделием можно пользоваться через считанные минуты после его применения. Ограничения: низкая эластичность склееной поверхности. Не подходит для ремонта изделий, которые при эксплуатации должны растягиваться (резиновые, неопреновые материалы и т.п.).

5.            Хорошим дополнением к клею является состав типа «холодная сварка». Его достоинством является огромная склеивающая способность и возможность формирования из клея как из пластилина фигурных изделий, заполнение полостей, сверление в объеме застывшего клея отверстий, даже нарезка резьбы. Клей значительно выигрывает у популярного эпоксидного клея в прочности и времени застывания (10-30 мин против 1 суток). Опять же хороши только дорогие составы.

6.            Пачка презервативов. Кроме основного своего предназначения, презерватив как чрезвычайно эластичный полый предмет из непроницаемого материала можно использовать как гермоупаковку, жгут, емкость для переноски жидкости, емкость плавучести, стяжку и т.п.

7.            Нитки капроновые тонкие 1 катушка. Цвет значения не имеет. Соответствующие иголки 3 шт.

8.            Нитки капроновые толстые – моток. Соответствующие иголки: прямая и кривая.

9.            1-2 куска водонепроницаемой ткани 5Х7 см.

10.        Зажигалка.

11.        Несколько шурупов-саморезов длиной 20-50 мм

12.        Кусок стальной проволоки диаметром 1 мм 10-20 см.

13.        Медная проволока 0,5 мм – 0,5 м.

14.        Кусок репшнура 6 мм – 1 м.

15.        Кусок ножовочного полотна по металлу.

 

Данный набор позволяет осуществить 90% мелких ремонтов, в том числе: ремонт плавсредств, лыж, резиновых сапог, гидрокостюмов, одежды, частично автотраспорта. В качестве тары удобно использовать пластиковую банку с широким горлом.

Увеличение веса ремкомплекта обозначает либо увеличение продолжительности автономной работы группы, что встречается не так часто и требует тщательной подготовки, либо уменьшение времени переноски ремкомплекта пешком и соответствующее ослабление требований к весу. В последнем случае, продолжая увеличивать вес, добавляем:

- сверла 2, 3, 4, 5, 8, 10 мм по металлу, зажим (патрон) для сверления вручную

- изоленту

- настоящую качественную отвертку с набором бит – крестовых 4-5 размеров, плоских 4-5 размеров. Увеличивая количество бит, хвостовик которых имеет стандартный размер, добавляем: набор шестигранников от 2 до 6 мм, набор звездочек.

- Мощную ударную отвертку

- набор гвоздей по 3-5 штук размера 40, 70, 100, 150, болтов с гайками и шайбами М6Х30, М6Х50, М8Х50¸М10Х50, М10Х100, саморезов от 20 до 100 мм,

- Баллончик универсальной смазки

- газовый ключ («Томас»)

- Кусачки-бокорезы

- плоскогубцы-узконосы

- клей водостойкий эластичный, большой тюбик

- набор ключей рожковых с одной стороны, накидных с другой на 6,8,10,12,13,14,17,19,22,24. Потом добавляем ключи на 9,15,16,18,21.

- Разводной ключ до 32-34 мм.

- набор головок ,8,10,12,13,14,17,19,22,24 с простым воротком и удлинителем на 100 и 200 мм, трещотку.

- Молоток 300-400 гр

- Молоток 1000 гр (маленькая кувалда)

- Зубило-пика, зубило плоское

- Болторез до 12 мм.

- Ножовка по металлу

- Шприц одноразовый на 10 и 20 мл

- Тестер

- Алюминиевая проволока 1-2 м

- Напильник плоский, круглый, набор надфилей

- Наждачная бумага

- Куски ткани различной плотности, в том числе водонепроницаемой.

 

Комплектация может изменяться в зависимости от задач, стоящих перед группой и чем больше ремкомплект, тем более удивительные вещи в нем можно встретить, начиная от отмычек и кончая гусиными перьями и трубками от капельниц.

В результате получается бесформенная груда металла с вкраплениями предметов непонятного назначения. Разместить все это можно в подходящем раскладном металлическом ящике. Модные пластиковые ящики использовать не стоит, поскольку они не выдерживают нагрузок и к тому же, несмотря на начинку, практически неремонтопригодны.

Ошибкой будет создание единого ремкомплекта для всего на свете. Опыт подсказывает, что оптимально иметь: ремкомплект для каждого транспортного средства; компактный ремкомплект для группы; ремкомплекты для каждой специфической выполняемой задачи. Например: водолазная группа, выезжающая на автомобиле и имеющая с собой резиновую лодку с подвесным мотором, имеет с собой:

Компактный групповой ремкомплект

Ремкомплект для автомобиля

Ремкомплект для лодочного мотора

Ремкомплект для резиновой лодки

Ремкомплект для водолазного оборудования.

Все вместе составит приличный объем, вес и хлопоты. Зато обеспечит надежный запас прочности группы.

 

Формирование ремкомплектов для транспортных средств.

 

Автомобиль.

 

Традиционной запаски, домкрата и баллонного ключа для спасательного автомобиля, особенно отечественного производства, явно недостаточно. Обязательно должны присутствовать:

- набор отверток от большой ударной до маленькой клеммной;

- полный набор ключей рожковых, накидных и торцовых, шестигранников, воротки, удлинители, трещотки;

- изолента;

- набор болтов с гайками и шайбами М6Х30, М6Х50, М8Х50¸М10Х50, М10Х100, саморезы по металлу от 20 до 100 мм,

- Баллончик универсальной смазки

- газовый ключ («Томас»)

- Кусачки-бокорезы

- плоскогубцы

- Разводной ключ до 32-34 мм.

- Молоток 300-400 гр

- Молоток 1000 гр (маленькая кувалда)

- Зубило пика, зубило плоское

-         Ножовка по металлу

-         Напильник плоский, круглый, набор надфилей

-         наждачная бумага

- тестер

- провод автомобильный в изоляции 1-2 м

-         алюминиевая проволока 1-2 м

-         лампы: дальнего света 2 шт, габаритные, тормозов и т.п. – по 2-3 шт

-         свечи зажигания (для карбюраторных двигателей) – комплект

-         ремень привода генератора, гидроусилителя и т.п.

Отдельное и самое пристальное внимание следует обращать на наличие спецключей, в первую очередь – свечного ключа. Для каждой модели автомобиля нужны свои ключи. Например, ключ открывания колесных кранов на грузовиках, оснащенных системой подкачки колес, ключ для колпаков передних ступиц на старых моделях УАЗ, шестигранник на 16 для того же автомобиля для подключения переднего моста и т.п. Если с эксплуатацией какой-то модели вы столкнулись впервые – не поленитесь и получите максимально полную консультацию у опытного водителя или автослесаря. Особенно этот совет актуален при эксплуатации произведений отечественного автопрома.

 

Снегоход.

 

К оснащению ремкомплекта снегохода следует подходить особенно тщательно. Получив неисправность вдали от населенки и дорог, вы можете столкнуться не только с ремонтом на морозе, но и с необходимостью идти пешком до людей за инструментом и запчастями. Поэтому обязательным элементом надежности в этом случае, как ни прискорбно это звучит, являются персональные лыжи для водителя снегохода и его напарника. Помнится, при проведении ПСР на месте падения самолета СУ-27 в р-не п. Кулой Архангельской области за болтом крепления лыжи снегохода "Буран" летал вертолет.

Обязательным элементом ремкомплекта является ремень вариатора, причем лучше не совершенно новый, а слегка обкатанный и размятый. Спецключи, ключи рожковые, накидные и торцовые, шестигранники в соответствии с имеющимися на снегоходе болтами и гайками. Свечи зажигания. Запасной трос ручного стартера либо репшнур соответствующей длины. Для импортного снегохода могут понадобиться ключи-звездочки.

 

Лодочный мотор.

 

Для лодочных моторов, кроме соответствующих ключей простых и специальных, следует взять запасной винт, инструменты для его замены (выколотка и молоток, запасные шпильки – для некоторых моделей), напильник для снятия заусенец и грубой балансировки винта в случае повреждения лопастей.

 

Ремкомплект для надувных лодок и других плавсредств.

 

Основными повреждениями надувных, поддувных и каркасных плавсредств являются проколы и разрывы. Повреждения каркаса редки и характерны в основном при сплаве по бурным рекам. Проколы ремонтируются наложением заплат из материала, аналогичного материалу лодки. Важное значение для прочности заплаты имеет предварительная подготовка поверхности под заплату. В состав ремкомплекта обязательно входят:

-         скотч монтажный серый (для наложения временных заплат)

-         заплаты различного размера, желательно предварительно зашкуренные и обезжиренные, помещенные в герметичную упаковку;

-         сухая тряпочка, помещенная в ту же упаковку;

-         ножницы;

-         иголка и катушка суровых или толстых капроновых ниток для предварительного сшивания больших разрывов;

-         наждачная бумага;

-         зажигалка;

-         ацетон, растворитель 646 или подобный;

-         суперклей – 3-4 тюбика

-         Клей эластичный, водостойкий – для наложения больших заплат, 2-3 тюбика. К выбору клея следует подходить очень осторожно из-за наличия в продаже большого количества низкокачественных изделий. Следует обращать внимание на марку производителя. Если есть обоснованные сомнения – купите один тюбик и попробуйте его на деле. В половине случаев тюбик придется выкинуть и занести изготовителя в черный список.

 

Бензопилы.

 

Современные бензопилы – весьма надежные инструменты, требующие минимального обслуживания. Для бензопилы требуется:

-         комбинированный ключ-отвертка

-         запасная цепь

-         запасная свеча

-         напильник для заточки цепи.

Для серьезного полевого ремонта бензопилы могут понадобиться спецключи, а результаты ремонта обычно непредсказуемы. Для пешей группы вместо ремкомплекта можно порекомендовать иметь ручную пилу, хорошо заточенную и разведенную. Несмотря на низкую производительность, ручная пила гарантирует высочайшую надежность, далеко превосходящую надежность лучших образцов механизированной техники. Для группы на автомобиле можно порекомендовать иметь вторую бензопилу.

 

 

Средства малой механизации. Генераторы, компрессоры, помпы и т.п.

 

Наибольшую популярность в среде спасателей получили СММ зарубежного производства благодаря в первую очередь высокой надежности. В то же время ремонт неисправностей кроме самых простых требует наличия специнструмента и квалификации ремонтника. Производитель оборудования чаще всего требует отправки своего изделия в сервисный центр, если речь идет о чем-то более сложном, чем промывка фильтров и замена свечей. Поэтому универсальных рекомендаций в данном случае нет и быть не может, кроме простейших советов.

На двигателях внутреннего сгорания ремкомплект должен позволять:

- заменить свечи (форсунки на дизельных двигателях),

- прочистить и промыть имеющиеся фильтры – топливные и воздушный;

- разобрать, промыть и собрать карбюратор (при его наличии).

 

Copyrights Напольских Михаил Львович, 2011.