9.5 Транспортировка пострадавших наземной ПСГ.

 

В случае обнаружения пострадавшего иногда бывает необходима его транспортировка в медицинское учреждение. Пострадавший транспортируется пешей группой до места посадки вертолета (подъем на борт вертолета с помощью лебедки через кроны деревьев и другие препятствия следует применять только в крайнем случае), либо до машины, катера или другого транспорта. Руководитель работ должен организовать транспортировку таким образом, чтобы доставить пострадавшего в медицинское учреждение за наименьшее время, учитывая медицинские показания и необходимость создания для него минимального комфорта. Тактика транспортировки должна быть продумана до выхода ПСГ к пострадавшему. До начала транспортировки состояние пострадавшего должно быть стабилизировано; лучше всего, если его сопровождает врач.

 

 

Тактика транспортировочных работ.

 

Скорость транспортировки пострадавшего по лесу в зависимости от его плотности и сложности рельефа обычно не более 2 км в час. По тропе – 2-3 км в час. По дороге – до 4 км в час.

Кратковременная транспортировка на расстояние до 1-2 км по несложному рельефу может осуществляться группой 3-4 человека. Переноска вдвоем в зависимости от веса пострадавшего будет или очень медленной, поскольку каждые несколько минут будет требоваться отдых, или вообще невозможной. Транспортировка может начаться таким порядком группой, обнаружившей пострадавшего, в то время как на помощь к ним выдвигается группа большего состава. Если связи с руководителем поисков нет, одному участнику следует остаться с пострадавшим, а второму идти за помощью.

Переноска в одиночку летом крайне тяжела и довольно опасна как для спасателя, так и для пострадавшего и может применяться только в случае крайней необходимости, если пострадавшему грозит серьезная опасность. Зимой транспортировка по снежному покрову возможна в одиночку с использованием самодельной или штатной волокуши, однако эффективность транспортировки сильно зависит от толщины и мягкости снежного покрова и встречающихся препятствий, а также веса пострадавшего.

Необходимость длительной – более 4-6 часов – транспортировки возникает в районах, недоступных для вертолета, в нелетную погоду, когда вертолета нет в наличии или вопрос о его привлечении сталкивается с финансовыми трудностями. Последнее случается, например, когда требуется транспортировка трупа.

Для длительной транспортировки летом требуется основная группа 8-12 человек. Если пострадавших несколько, пропорционально увеличивается и число участников. Меньшее количество людей приводит к быстрой усталости несущих пострадавшего, и допускается при расстоянии транспортировки до 3-4 км, большее количество участников приводит к задержкам в пути. Крайне важно спланировать транспортировку так, чтобы участники не несли на себе бивуачное снаряжение одновременно с носилками. Если без рюкзака участник транспортировки несет 20-30 кг, то с большим рюкзаком уже до 50 кг, что недопустимо при длительной работе. Транспортировка более 8-10 часов живого пострадавшего, а также организация его ночевки в полевых условиях крайне нежелательна и осуществляется, только если привлечь вертолет или другой транспорт нет никакой возможности.

Если на маршруте транспортировки имеются значительные препятствия – водные преграды, непролазная чаща, бурелом, крутые склоны и скальные участки и т.п., задача обеспечить непрерывное без значительных задержек движение основной группы ложится на дополнительную лидирующую группу, которая организует переправы, проходы, подъемы и спуски. В зависимости от количества и сложности препятствий может также быть организована замыкающая группа, собирающая остающееся снаряжение. Руководитель движется в основной группе и поддерживает связь с лидирующей и замыкающей группой по УКВ связи.

Иногда оптимальным способом транспортировки является сплав на плавсредстве нужной грузоподъемности по реке. Наиболее подходящим судном для этой цели следует назвать четырехместный туристический катамаран. Он обеспечивает быстроходность, маневренность и надежность гораздо выше, чем надувная лодка. На катамаране легче преодолеваются препятствия, в порогах он чрезвычайно устойчив. При сплаве в состав группы должен входить спасатель с серьезной водной подготовкой. На незнакомой реке вперед по возможности следует отправлять более легкое и маневренное судно для разведки и устранения препятствий. При преодолении порогов, если имеется малейшая неуверенность в успехе, следует организовать обнос. При сплаве на резиновой лодке лучше использовать не штатные весла, вставляемые в уключины, а катамаранные. Этот прием позволяет увеличить количество гребцов и значительно повысить маневренность, особенно в сложных условиях. Вообще при любых обстоятельствах гребля по катамаранному дает больше преимуществ, чем гребля на распашных.

Зимой, при наличии снежного покрова, лучше всего привлечь для транспортировки снегоход с санями или другое транспортное средство повышенной проходимости. В его отсутствие для транспортировки пострадавшего в основной группе достаточно 3-6 человек. Пострадавший помещается в штатную или самодельную волокушу. Иногда снегоход есть, но местность настолько сложная, что рациональней проводить транспортировку пешком. Это случается, если рельеф сильно изрезан, лес слишком густой – то есть на пути следования имеются препятствия, преодоление которых сведет на нет выигрыш в скорости. При движении волокуши 2-3 человека тянут ее за веревку, один – контролирует движение, особенно на спусках, веревкой, привязанной за заднюю часть.

 

Носилки и волокуши.

 

Для транспортировки лучше использовать штатные носилки, акьи и волокуши. Для автономно работающей ПСГ они должны быть легкими и разборными. Самая универсальная – разбирающаяся на 2 части пластиковая с легким металлическим каркасом акья, весом не более 10 кг, применимая как для переноски пострадавшего пешком, волочения по снегу, так и для транспортировки по сложному рельефу, в условиях городской застройки и для подъема на вертолет.

Медицинские носилки при всем их удобстве ограниченно применимы для переноски пострадавшего летом. Поскольку переноска носилок в сложенном состоянии на большое расстояние представляет определенные трудности, чаще спасатели изготавливают их аналог на месте из жердей.

Для транспортировки зимой по снегу, а также транспортировки в узостях – в пещерах и т.п. очень полезны мягкие волокуши, изготавливаемые из прочной скользкой водонепроницаемой ПВХ ткани. Волокуши представляют собой кокон с силовыми петлями впереди и сзади и шнуровкой для упаковки пострадавшего. Возможно наличие боковых ручек. Их преимущество – малый вес и компактность. В качестве одноразового суррогата таких волокуш можно использовать некоторые разновидности мешков для транспортировки трупов.

Группа, обнаружившая пострадавшего, имеет носилки не всегда – носить их с собой рационально, только если есть очень большая уверенность, что пропавший будет обнаружен и они понадобятся. В противном случае штатные средства транспортировки имеются в лучшем случае в базовом или промежуточном лагере. В лесной зоне летом носилки разумнее всего изготавливать на месте, используя минимальный набор снаряжения:

-         небольшой топорик

-         две веревки или стропы длиной 10 м

-         шесть кусков веревки или стропы длиной 1 метр.

-         Термоизолирующий коврик

Диаметр веревки – любой, но из соображений экономии веса не более 6 мм. Заготавливаются две жерди длиной 2,5 метра, три палки длиной 60-80 см и шесть палочек длиной 20 см.

Жерди кладутся параллельно, на них – две палки поперек, причем расстояние между палками можно подогнать таким образом, чтобы пострадавший, упираясь пятками в одну палку, макушкой доставал до другой с небольшим зазором. Палки привязываются к жердям следующим образом. Метровый отрезок веревки завязывается вокруг перекрестья с большим зазором. В зазор вставляется палочка, которая вращается в любом направлении, пока петля с силой не стянет соединение. Палочка крепится свободными концами веревки.

Третья палка располагается снизу носилок по диагонали в районе головы и крепится таким же способом. Диагональное расположение придает конструкции необходимую жесткость.

Десятиметровой веревкой внутри образовавшейся рамы делается сетка. Веревка привязывается попеременно к одной и другой жерди со смещением, рекомендуемый узел – «стремя» (рис. 9.4). На носилки ложится коврик, на него – пострадавший. Под голову пострадавшему кладут любую подходящую вещь, он укутывается в спальник и теплые вещи (по погоде) и привязывается к носилкам вторым куском веревки.

Изготовление носилок занимает не более 15 минут.

Рис. 9.4

 

Для разгрузки рук при транспортировке можно использовать петли из веревок, ремней или строп, завязываемые по форме медицинских лямок, тип Б. Можно также вставлять ручки в лямки рюкзака – если лямки достаточно прочные.

Если предполагается переноска по узкой тропе, одну или обе ручки с каждой стороны можно сделать длиннее, так, чтобы за них могли взяться два человека, следуя друг за другом.

Переноска ногами вперед более безопасна, чем вперед головой. Однако в обществе циркулируют определенные предрассудки, и, если пострадавший находится в сознании, следует объяснить ему ситуацию и спросить его согласия. При категорическом отказе следует нести головой вперед, однако в местах объективно опасных все же разворачивать.

Зимой тащить пострадавшего по снегу волоком физически гораздо легче, чем нести. Самая простая и легкая волокуша – кусок скользкой прочной ткани, например, ПВХ. Проверить прочность материала просто – будучи надрезан, он не должен рваться руками. Чем более скользкий материал применяется, тем меньшее потребуется усилие при волочении. При транспортировке в мягкой волокуше всегда следует помнить, что изгибы рельефа и кочки передаются на тело пострадавшего в большей или меньшей степени, в зависимости от того, вставлены ли в волокушу элементы жесткости – палки, лыжи и т.п.

Чтобы сделать на куске ткани силовые петли, не пришивая их, можно вложить в ткань небольшие неострые предметы – камешки, кусочки дерева, обвязать их и сильно затянуть прочным шнуром. Из концов шнура завязать петли. Если материал очень жесткий и, соответственно, прочный, можно сделать в нем отверстия и распределить между ними усилие волочения, связав аналог локальной петли. Отверстия будут более прочные, если их не прорезать, а проплавлять раскаленным штырем. Правда, плавиться будет только синтетическая ткань. В зависимости от прочности материала волокуша может прослужить от нескольких километров до многих лет.

Изготовление волокуш из лыж.

Для волокуши достаточно 3 или 4 лыжи, хотя можно использовать и 2. В носках лыж делаются отверстия (если их нет) под веревку. Носки привязываются к палке, длина которой определяет ширину волокуши. За концы палки треугольником привязывается тяговая веревка. Вторая палка привязывается к креплениям. Чтобы закрепиться за спортивные крепления можно отдать шурупы, завести кусочек веревки под крепления и затянуть шурупы. На волокушу укладывается коврик. Нижний конец коврика должен быть вровень с подошвами пострадавшего. Голова пострадавшего находится у носков лыж, крепления – ниже ягодиц. Коврик подворачивается с боков. Пострадавший привязывается от концов поперечин крест-накрест, ноги охватываются петлей (рис 9.5).

Если есть материал типа фанеры, возможно будет проще соединить 2 или больше лыж, положив на них куски фанеры и прикрутив шурупами, снятыми с креплений.

Рис.9.5

 

Преодоление препятствий.

 

К числу препятствий, отнимающих наибольшее время, следует отнести водные преграды и крутые скальные участки и склоны.

Потери времени чаще всего связаны с техническими сложностями, возникающими при организации перемещения и страховки. Сам процесс перемещения идет достаточно быстро, однако сопровождающие его маневры – перестежки, перегруппировки и т.п. отнимают много времени. Особенно это связано с организацией страховки. Быстрое перемещение пострадавшего требует обеспечения его безопасности на минимально допустимом уровне. Там, где сопровождающие носилки спасатели могут безопасно для себя передвигаться по крутому склону на собственных ногах, но существует опасность падения пострадавшего, страховать следует только пострадавшего.

Для пересечения нешироких рек лучше всего иметь в группе небольшую легкую резиновую лодку, используемую для перевозки людей по одному с помощью перетяга. Если река неглубока и спокойна, весел можно не брать, ограничившись изготовлением шеста для переправы первого. Преимущества этого способа по сравнению с прочими несомненно. Переправа занимает мало времени; первому можно не лезть в холодную воду; ширина реки может быть велика и   ограничивается половиной длины имеющихся у группы веревок. Однако используемый участок реки должен быть спокойным.

В отсутствие лодки можно поискать перекат или брод. Если на перекате глубиной более 0,5 м стремительное течение, не стоит пересекать его с носилками. Хорошую помощь при переходе по броду оказывают шесты. Чтобы убедиться в безопасности брода, сначала следует пересечь его без носилок. Лучше, если переноску осуществляют не 4, а 6 человек.

Для быстрого изготовления одноместного плота нужна бензопила, топор, веревки и сухое дерево поблизости от реки. Сырое дерево не подходит, поскольку плотность его почти равна плотности воды и масса плота будет чересчур велика. Нужно заготовить 2 бревна диаметром не менее 35 см, или 5-6 бревен диаметром 20 см, или 20-25 бревен диаметром 10 см. Длина бревен – 2,5-3 м. Заготавливаются несколько жердей, которые привязываются поперек бревен и одна-две жерди привязываются по диагонали. Ширина плота – не менее 2,5 м. Собирать плот лучше в воде на мелководье или на покатом берегу, чтобы легко можно было столкнуть его в воду. Посередине плота 3-4 жерди укладываются часто, чтобы человек стоял на них устойчиво. Диагональную жердь можно привязать снизу. В ее отсутствие есть опасность, что плот сложится по диагонали. Если бревна вяжутся вразбежку, следует связывать каждое пересечение бревна и жерди. Если бревен много и они располагаются плотно, можно стянуть их парой жердей в передней и парой – в задней части плота, плотно сбив бревна и прочно связав выступающие концы жердей. Подвижные бревна закрепляются клиньями после спуска на вводу. Диагональная жердь в этом случае не нужна (рис. 9.6).

Описанный плот пригоден только для организации переправы на спокойной воде, но ни в коем случае не для сплава по реке. Его преимущество – в быстроте сборки. На изготовление при наличии бензопилы и некоторого опыта требуется не более 40 минут. Чтобы построить плот только одним топором, понадобится не менее часа.

Переправа первого на плоту может быть связана с некоторыми трудностями. Если река широка, плот будет стягивать веревкой, погруженной в воду. Управляться шестом или веслом на плоту сложнее, чем на лодке. Можно использовать эффект «кораблика» - известной рыболовной снасти. Два конца веревки привязываются к верхнему по течению и нижнему углу плота, верхний конец – несколько короче. Оба конца привязываются к веревке – перетягу, образуя треугольник. Располагаясь на берегу выше по течению, можно управлять плотом так, чтобы течение подбивало его в нужный борт и оттягивало к противоположному берегу (рис. 9.7).

Большое значение имеет диаметр веревки, погруженной в воду. Лучше всего, если это будет тонкая веревка или металлический трос. Альпинистская веревка диаметром 10-12 мм оказывает серьезное сопротивление на течении.

Любимая туристами веревочная переправа имеет свои недостатки и ограничения. Для ее организации требуется запас веревок более чем в две ширины реки, причем одна веревка должна быть основной и не иметь узлов, плюс дополнительное снаряжение – карабины, обвязки, репшнур и т.п. Время, затрачиваемое на организацию переправы, довольно значительно. Если берега реки низкие, а река широка, приходится изготавливать треноги – опоры для подъема веревки выше над водой. Работа первого в холодную погоду в отсутствие гидрокостюма напоминает подвиг камикадзе. Вес оснащения для преодоления достаточно широкой реки сопоставим с весом легкой одно-двухместной лодки. Длина переправы ограничена 50-70 м, максимум –100 м.

Чтобы не окунать первого в воду, иногда можно найти крутую излучину реки и натянуть переправу так, чтобы концы ее были на одном берегу, а середина – на противоположном. Для этого не понадобится чрезмерное количество веревки, поскольку основной конец можно связать из 2-х частей и использовать перетяг длиной в половину переправы. Внешние берега излучины обычно более крутые и высокие, чем внутренние, что позволяет использовать длинную веревку. После переправы первого веревка перетягивается как обычно с берега на берег.

 

Copyrights Напольских Михаил Львович, 2011.