8. Транспорт.

 

Транспортный вопрос при ведении ПСР в природной среде – один из основных. Не всегда попасть в нужную точку можно просто на автомобиле, а сделать это за кратчайшее возможное время, как и положено спасательной группе – часто сложная логистическая проблема со несколькими неизвестными и весьма существенным фактором – стоимостью проезда туда и обратно.

Здесь приведен краткий обзор характеристик применяемых на ПСР видов транспорта.

Для целей ПСР имеют значение:

-         Диапазон применения транспортного средства – воздушное пространство, дороги общего пользования, бездорожье, акватории;

-         Максимальная и крейсерская скорость движения;

-         Дальность действия;

-         Автономность;

-         Надежность;

-         Ограничения по погодным, ночным условиям

-         Установленные законодательно ограничения, например – запрет на движение гусеничной техники по дорогам с твердым покрытием;

-         Стоимость эксплуатации и разового применения.

 

Авиация.

 

Без всякого сомнения, наиболее эффективным видом транспорта для целей ПСР в природной среде является вертолет. Поиск, доставка ПСГ, эвакуация пострадавших с помощью вертолета реализуются с минимальными затратами времени, что и определяет его преимущества.

Однако все несравненные достоинства винтокрылой машины компенсируются тем фактом, что легальное использование ее чрезвычайно затратно. Слово «легальное» здесь применено не случайно. Существующее законодательство в области воздушного транспорта требует соблюдения большого числа требований, сильно удорожающих эксплуатационные расходы воздушных судов. Эксплуатация легких одномоторных вертолетов, базирующихся вне официальных аэродромов, фактически находится вне закона. То же самое можно сказать о легких гидросамолетах, мотодельтапланах, и даже мотопарапланах. Возможно, в будущем изменения в законодательстве позволят каждой серьезной поисково-спасательной службе иметь свой вертолетный парк, однако сейчас применение авиации ограничивается крупными и резонансными ЧС.

Еще одно ограничение применения авиации – необходимость для поисково-спасательных групп добираться до аэродрома из пункта постоянной дислокации на автомобиле, что может занять времени больше, чем перелет. Эффективно работающие аварийно-спасательные подразделения аэродромного базирования единичны на просторах нашей страны и до сих пор являются исключением, а не правилом. Существующая система авиационной спасательной службы, подразделения которой располагаются в аэропортах, имеет узкую специализацию и не применяется для выполнения АСР при ЧС вне системы военной и гражданской авиации.

Применение самолетов на ПСР обычно ограничивается ведением поиска и доставкой ПСГ с аэродрома на аэродром. Преимуществом самолетов перед вертолетами является гораздо бóльшая дальность полета, что позволяет доставлять в районы, недоступные для вертолетов, ПСГ, вооруженные средствами десантирования. ПСР по подобной схеме проводятся очень редко.

К числу возможных способов применения самолетов следует отнести вариант доставки в труднодоступный район ЧС специально подготовленных контейнеров со средствами спасения и гуманитарной помощью, десантирование их с использованием парашютов или других систем непосредственно в нужную зону. Это могут быть спасательные плоты при ЧС на акваториях с большим количеством пострадавших в воде, продукты питания и оборудование палаточных лагерей, средства связи и т.п.

Схема применения воздушных судов в качестве радиоретрансляторов при ведении ПСР встречается крайне редко и уходит в прошлое с развитием спутниковых систем связи.

Отдельная группа самолетов – гидропланы или гидросамолеты, имеющие возможность садиться на воду, а зимой – на лед, используя вместо поплавков лыжи. Для многих регионов этот вид транспорта может стать основным для целей ПСР. Однако на текущий момент применение такой авиации не имеет широкого распространения по бюрократическим причинам, хотя стоимость эксплуатации у подобных летательных аппаратов гораздо ниже, чем у вертолетов.

Применяемые воздушные суда по ведомственной принадлежности и назначению могут быть:

-         Аварийно-спасательными, находящимися в постоянном дежурстве только для целей ведения АСР;

-         Военными;

-         Принадлежащими предприятиям гражданской авиации;

-         Частными.

В первом случае решение на применение воздушного судна принимается внутри системы SAR, в остальных – вне этой системы владельцем или распорядителем воздушного судна на основании разовых или постоянных договоров, что обычно затрудняет процесс и увеличивает время до вылета. Кроме того, экипажи сторонних судов могут не иметь достаточной подготовки и специальных допусков, позволяющих выполнять те или иные работы. Для экипажей вертолетов сюда относятся, например, допуски на полет ночью, над городом, над морем, на работу с лебедкой, на перемещение груза на внешней подвеске и т.п.

К числу летательных аппаратов, имеющих определенные преимущества при ведении поисков, относятся сверхмалые л/а – мотодельтапланы и мотопарапланы. Если первые обладают более высокой скоростью, то вторые компактны настолько, что допускают перевозку в легковом автомобиле и переноску пешком. Эти устройства позволяют проводить осмотр с воздуха относительно небольших территорий, что весьма эффективно при поиске заблудившихся. Серьезным ограничением, особенно для мотопарапланов, является сильный ветер, поскольку скорость их полета сравнима со скоростью ветра. Кроме того, мотопарапланы чувствительны к осадкам. Широкого распространения эти средства передвижения по воздуху также не имеют, поскольку их официальное использование наталкивается на те же бюрократические проблемы, что и в «большой» авиации.

 

Плавсредства.

 

Ведение ПСР на акваториях подразумевает использование судов с различными тактико-техническими характеристиками. Диапазон здесь простирается от огромного атомного ледокола до разборного туристического каяка и даже гидрокостюма, который тоже условно можно считать плавсредством.

К числу основных характеристик судна, имеющих значение для целей ПСР, следует отнести следующие:

-         дальность действия

-         автономность

-         крейсерская и максимальная скорость

-         осадка

-         допустимая высота волны

-         мореходность – комплексный показатель, показывающий, как далеко от берега может работать судно.

 

Морские и речные регистровые суда.

 

Следует различать суда, способные работать в открытом море и суда каботажного плавания. Как правило, морские поисково-спасательные суда обладают неограниченным районом плавания. Суда, используемые в прибрежных районах – большой скоростью. Морские суда, поднадзорные Морскому Регистру, так же, как и речные, поднадзорные Речному Регистру, должны иметь профессиональный штатный экипаж, укомплектованность в соответствии с нормами, постоянное несение вахтенной службы и другие требования, которые приводят к тому, что аварийно-спасательные формирования, в зону ответственности которых входит море и крупные акватории, резко отличаются от сухопутных АСФ и, как правило, образуют отдельное ведомство, такое как, например, Береговая Охрана США. Нормативная база, на которой основана деятельность таких подразделений, зиждется на международном морском праве.

Крупные морские и речные суда обладают большой осадкой, поэтому обычно не могут подойти к необорудованному берегу и передвигаются по внутренним водным путям только в пределах выделенных судовых ходов или акваторий, что ограничивает их применимость для целей ПСР. В портах, как правило, значительно ограничена скорость движения таких судов, что также не повышает их эффективность. Поэтому такие суда работают во взаимодействии с маломерными, как минимум имея на своей палубе в обязательном порядке дежурную шлюпку. Кроме того, каждое регистровое судно оснащено средствами спасения, в которые входят шлюпки, плоты и другие плавсредства, готовые к немедленному применению. Экипажи судов проходят регулярную подготовку по борьбе за живучесть судна, спасательным работам, оказанию помощи терпящим бедствие и самоспасению, поэтому каждое такое судно, даже не принадлежащее чрезвычайному ведомству, можно условно считать аварийно-спасательным формированием.

 

Маломерные суда.

 

Сюда относятся практически все плавсредства, не подпадающие под требования Морского или Речного Регистра. Не являются маломерными судами только байдарки грузоподъемностью менее 100 кг и надувные лодки грузоподъемностью менее 225 кг. Все катера, моторные и гребные лодки, яхты, гидроциклы входят в эту категорию. Для управления маломерным судном требуется обучение и наличие удостоверения, выдаваемого ГИМС. Маломерные суда являются основным транспортом при ведении ПСР на внутренних акваториях.

Каждое маломерное судно имеет характеристики, ограничивающие его применимость, в частности – допустимую высоту волны. Для целей ПСР можно выделить следующие категории судов, применение которых оправдано в различных условиях:

- Катера с рубкой, каютами или другими обогреваемыми помещениями, значительной (0,5 м и более) осадкой, значительной автономностью и дальностью хода, хорошими мореходными качествами для ведения поисковых, транспортировочных, водолазных работ на обширных   акваториях в удалении от берега. Доставка по суше затруднена или осуществляется на прицепе грузовым автомобилем;

- Катера с рубкой или тентом для ведения поисковых, транспортировочных, водолазных работ на больших акваториях, перевозимые на прицепе легковым автомобилем;

- скоростные катера с крейсерской скоростью более 30 узлов для ведения экстренных неотложных ПСР, находящиеся в готовности к выходу на акваторию не более 3 минут;

- надувные 4-10местные лодки с подвесным мотором, перевозимые в грузовом или легковом автомобиле;

- легкие надувные лодки с подвесным мотором 2-3 л/с для работы на небольших акваториях, приспособленные для переноски группой из 3-4 человек;

- Легкие надувные гребные лодки для вспомогательных работ на небольших акваториях, переносимые одним человеком;

- Разборные туристические катамараны и каяки для поисковых и транспортировочных работ на труднодоступных труднопроходимых акваториях – горных и лесных реках и озерах.

 

 

Аэроботы, суда на воздушной подушке.

 

Эти плавсредства позволяют вести ПСР в условиях, недопустимых для прочих видов транспорта – на тонком льду, в условиях ледохода (с определенными ограничениями), на заболоченных акваториях, мелководье и т.п. Все модели допускают движение по снегу, некоторые – по земле. Зависшие в прямом и переносном смысле между небом и землей (точнее, между небом и водой), имеющие нулевую осадку, суда, использующие воздушные винты, подпадают обычно благодаря большой мощности стационарного двигателя под требования Речного Регистра, что сильно затрудняет их применение для целей ПСР. Впрочем, есть положительные примеры признания некоторых моделей внедорожными транспортными средствами с последующей регистрацией их органами Ростехнадзора. Преимуществом этого варианта, кроме гораздо меньшей бумажной волокиты, является возможность ездить на данном транспортном средстве по дорогам общего пользования. Недостаток судов на воздушной подушке – небольшой преодолеваемый угол подъема. Кроме того, СВП имеют мягкое ограждение, крайне чувствительное к препятствиям и быстро изнашиваемое. Аэроботы от этой проблемы освобождены, но пребывание внутри аэробота, движущегося с крейсерской скоростью по льду, напоминает езду на камнедробилке. Тормоза в общепринятом смысле этого слова и у СВП, и у аэроботов отсутствуют, а приемы управления непохожи на приемы управления другими транспортными средствами, что предъявляет повышенные требования к квалификации водителя. Обычно регистрирующие органы помимо общих документов на право управления (диплом судоводителя и т.п.) требует прохождения стажировки по управлению судном под руководством инструктора с выдачей удостоверения.

 

 

Техника повышенной проходимости.

 

Автомобиль остается основным транспортным средством при ведении ПСР в природной среде, проведение которых сталкивается с простой закономерностью. Чем ближе вы подъедете к месту ведения работ, тем меньшее расстояние вам нужно будет идти пешком и тащить на себе груз. В идеале ваш автомобиль (вездеход, снегоход) должен оказаться именно на той полянке, где предстоит работать или размещать полевой лагерь. Но идеал трудно достижим в нашем необъятном государстве, переполненном самыми разными дорожными препятствиями. Встает вопрос – когда, двигаясь к заветной цели, следует остановиться, оставить автомобиль и двигаться дальше, волоча впятером полтонны всякого скарба по сугробам и барханам.

Бездорожье бывает разное. Формально можно разделить существующие на наших просторах направления на легкое, среднее, тяжелое и очень тяжелое бездорожье. Легкое – небольшое количество грязи, неглубокие лужи, неглубокие колеи, снежный покров не более 30-40 см, под которым – твердая замерзшая земля, плотный песок. Преодолевается практически любой машиной с полным приводом, достаточным клиренсом и нормальной прокладкой между рулем и сиденьем. Среднее бездорожъе – глубокая грязь, колеи и лужи, канавы, снег более полуметра, броды до метра глубиной, сыпучий песок. Преодолевается экипированым автомобилем с водителем, имеющим опыт. Очень эффективно в этом случае двигаться 2-мя автомобилями, при необходимости вытаскивая один другим. Тяжелое бездорожье – болотистые участки, овраги, непредсказуемые броды, зыбучие пески, снег более метра. Преодолевается либо очень серьезно подготовленным легковым автомобилем, либо подготовленным грузовиком, либо пневмовездеходом. Опыт водителя имеет решающее значение.

Очень тяжелое бездорожье – вотчина плавающих гусеничных либо многоколесных вездеходов, снегоходов зимой или совершенно безумных любителей на автомобильной технике. Идеальное решение в этом случае – вертолет.

Скорость движения пешей группы с грузом редко превышает 3 км/ч. На эту скорость, видимо, следует ориентироваться, принимая решение о том, где следует остановиться и оставить автомобиль. Если средняя скорость вашего авто, ползущего по глинистой колее, застревающего каждые 50 м, сопровождаемое руганью грязных спасателей, мечущихся с тросом лебедки между чахлыми деревьями, падает ниже этой величины – видимо, есть смысл задуматься. Но и пешком преодолевать 10 или 15 км не хочется – после такой прогулки нужен отдых. Поэтому выход – изучать джиппинг как средство облегчения собственной участи и участи спасаемых.

Возможности автомобилей с полным приводом в плане передвижения по пересеченной местности гораздо более богаты, чем кажется на первый взгляд неподготовленному водителю. Особенно это относится к старым военным автомобилям времен СССР.

Обозначим некоторые требования к автомобилю, предназначенному для езды по ухабам и грязи.

Автомобиль обязательно должен быть полноприводным. Двухосный имеет колесную формулу 4х4, трехосный – 6х6. Первые обычно легковые и легкие грузовые, вторые – тяжелые грузовые автомобили. Автомобиль должен иметь понижающую передачу, позволяющую медленно ехать в густой грязи, используя полную мощность двигателя. Автомобиль должен иметь покрышки с высоким грязевым протектором. В зависимости от тяжести преодолеваемого бездорожья автомобиль должен быть подготовлен и экипирован.

 

Полноприводные грузовики.

 

Огромным преимуществом грузовика по сравнению с легковыми внедорожниками является гораздо бóльшая геометрическая проходимость и мощность автомобиля в комплекте с большими колесами и огромными грунтозацепами. Полноприводный КАМАЗ будет ехать там, где утонут все неподготовленные джипы. Однако, передвигаясь по бездорожью на грузовике, следует помнить, что посадив, утопив или перевернув его, вы получаете очень большие проблемы. Масса легковушки – 1,5-3 тонны, грузовика – 5 и более тонн. Извлекать его из трясины гораздо тяжелее. Поэтому наличие надежной лебедки – обязательное требование. Полноприводные грузовики часто снабжены штатной лебедкой с механическим приводом от двигателя. Тяговое усилие составляет 5 и более тонн. При вытаскивании грузовика гораздо чаще можно столкнуться с тем, что деревья и другие естественные точки крепления не выдерживают нагрузки и ломаются. Создание искусственных точек может быть связано с большими трудозатратами.

Большие преимущества грузовик имеет зимой при преодолении мягкого снежного покрова, прорезая снег толщиной в метр и более.

 

Колесные тракторы.

 

Колесные тракторы, по большей части сельскохозяйственного назначения, предназначены для тяжелой работы на полях, что определяет их конструктивно заложенную повышенную проходимость. Это обычно полный привод с блокировкой дифференциалов, огромные колеса с большими грунтозацепами , хорошая геометрия и мощный дизельный двигатель. Многие трактора имеют особую систему поворота – ломающуюся посередине раму вместо поворачивающихся колес, что позволяет задним колесам идти строго по колее передних. Поэтому колесные тракторы по проходимости стоят впереди полноприводных грузовиков и занимают промежуточное положение между техникой общего назначения и техникой, специально сконструированной для преодоления бездорожья.

 

Гусеничные тракторы и вездеходы.

 

Гусеничные вездеходы до последнего времени держали абсолютное первенство в деле преодоления бездорожья. За счет низкого удельного давления на грунт, возможности преодолевать крутые склоны, плавучести (для большинства моделей) и большой прочности корпуса, позволяющего прокладывать дорогу в лесу путем заваливания некрупных деревьев, они завоевали почет и уважение среди геологов, геодезистов и прочих полевых специалистов. Более распространенным аналогом гусеничных вездеходов являются гусеничные трактора, которые по проходимости мало им уступают, однако обычно предназначены для целей иных, чем езда по бездорожью. Огромным преимуществом тракторов является то, что трактор имеется практически в любой деревне и является обычно последним аргументом в споре внедорожника с бездорожьем. Недостаток трактора – отсутствие плавучести, и, как следствие, отличная от нуля вероятность трактор утопить.

Недостатком гусеничных вездеходов является большой расход топлива и большой вред, наносимый гусеницами почвенному покрову. Особенно важное значение это имеет в тундре, где растительность даже после однократного проезда восстанавливается десятилетиями. Для целей проведения ПСР также недостатком является запрет на передвижение гусеничной техники по дорогам общего пользования с твердым покрытием. Чтобы доставить вездеход к началу бездорожья, требуется тягач с трейлером, что сильно усложняет проведение работ. Поэтому более приемлемы во многих случаях пневмовездеходы.

 

Вездеходы на шинах низкого давления.

 

Увеличение размера колес любой колесной техники приводит сразу к двум преимуществам при езде по бездорожью. Во-первых, увеличивается клиренс и соответственно улучшается геометрическая проходимость. Во-вторых, уменьшается удельное давление машины на грунт. Вследствие этого большие колеса дают качественный рост проходимости, что и привело к появлению устрашающего вида машин на громадных колесах. В ряду этих машин – 3-х, 4-х и 6-ти колесные самоделки, а также аппараты промышленного изготовления. Одно из сильных преимуществ пневмовездеходов - их возможность держаться на воде за счет плавучести колес. Двигаясь по болоту и окончательно провалившись, пневмовездеход просто всплывает из грязи, что делает его практически непотопляемым. Недостаток – низкая прочность покрышек, которые для снижения веса делаются тонкостенными и, следовательно, слабыми на разрыв и прокол. Низкое давление (менее 1 атмосферы), которое к тому же снижается дополнительно при движении по слабым грунтам и снегу позволяет двигаться чрезвычайно мягко, облизывая препятствия. Плавучесть позволяет использовать вездеход как полноценное плавсредство, только тихоходное. Многие модели предусматривают установку лодочного мотора. Грузоподъемность невысока и все пневмовездеходы весьма чувствительны к перегрузке. Лишний вес снижает проходимость, нарушает балансировку машины, повышает центр тяжести, что на многих моделях опасно и может вызвать переворачивание под управлением неопытного водителя.

 

Квадроциклы.

 

Полноприводные квадроциклы с достаточно большими колесами с полным правом могут считаться отличной вездеходной техникой. Преимущество квадроцикла – в небольших размерах и отличной управляемости, что позволяет ездить по узким дорогам и тропам в лесу, крутым склонам и т.п. Правильный квадроцикл снабжен лебедкой, поскольку вытянуть застрявший аппарат даже вдвоем вручную очень трудно. По большей части такие транспортные средства применяются для поисковых работ, особенно для работы по линейным ориентирам. Транспортировка с их помощью носилочного пострадавшего требует специально оборудованного прицепа. Доставка квадроцикла до места ПСР возможна на прицепе, в кузове автомобиля и своим ходом. Для управления требуются права на внедорожные транспортные средства категории «А», выдаваемые органами Ростехнадзора. Управление обычно проблем не вызывает, поскольку квадроциклы снабжаются вариаторной передачей и не имеют сцепления. Однако в неопытных руках они опасны – квадроцикл легко перевернуть на большой скорости и легко вылететь из седла при движении по ухабам.

 

Снегоходы.

 

Снегоходы при всем разнообразии моделей можно разделить на 2 группы. В первую входят скоростные спортивные машины с узкой гусеницей и узкими лыжами, предназначенные для активного отдыха и спорта. Во вторую – утилитарные машины с широкой гусеницей (500 мм и более) и широкими лыжами, способные двигаться по тяжелой снежной целине и тянуть большой груз. Только вторая группа безоговорочно применима для целей ПСР. Спортивный снегоход свободно двигается по целине только с одним седоком, а при движении вверх по склону может забуксовать. За счет высокой мощности и оборотов такие машины выбрасывают из-под себя снег и в условиях глубокого снежного покрова просто тонут в нем. Движение с тяжелыми санями или волокушей им противопоказано, поскольку конструктивно мощность двигателя должна расходоваться на резкое ускорение и движение на большой скорости, а не на тяжелую работу на малой скорости. К числу утилитарных снегоходов следует отнести знаменитый "Буран", который при всех недостатках остается рабочей лошадкой на Российских снежных просторах. Машина обладает низкой надежностью и маневренностью, однако за счет широкой гусеницы (точнее, 2-х гусениц) имеет очень хорошую проходимость по снежной целине, далеко оставляя за собой импортные спортивные модели. "Буран" свободно тянет груз в 300 кг. Использование 80-го бензина с любым моторным маслом также является преимуществом, поскольку топливо можно найти в любой деревне.

Импортные утилитарные снегоходы при их высокой стоимости обладают лучшей управляемостью и, что наиболее важно, несравненной надежностью.

Неотъемлемой частью снегохода при проведении ПСР являются сани (волокуша). На снегоходе без саней могут ехать максимум 2 человека, а при движении по тяжелой снежной целине – всего один. Перевозка груза и пострадавших осуществляется только в санях. Перевозка людей, имеющих лыжи и опыт их эксплуатации, возможна на буксире за снегоходом. Наиболее надежны железные сани, однако в последнее время широкое распространение получили пластиковые сани-волокуши. Их преимущество – легкость, кроме того, они почти не примерзают к ледяной и снежной поверхности.

 

Copyrights Напольских Михаил Львович, 2011.