Фазы поисково-спасательной операции.

 

«Операций SAR, развивающихся по одной и той же схеме, не существует, разработать всеобъемлющие правила не представляется возможным» (IAMSAR). Это признание авторитетного источника характеризует трудности, возникающие при построении жестких алгоритмов ведения ПСР. Операция может начинаться, развиваться, приостанавливаться, прерываться, завершаться и снова начинаться, пока не будет достигнут результат или пока не будет достигнуто никакого результата. Поэтому схему, изложенную ниже, следует считать весьма условной.

Поисково-спасательная операция состоит из трех блоков:

          Промежуток времени от момента начала ЧС до начала активной фазы поисков (выдвижения в район поисков поисково-спасательных групп);

          полевая фаза поисков, оперативные мероприятия, спасательные работы;

          сворачивание поисков.

Глубочайшее убеждение автора состоит в том, что процедуры, проводимые в течение первого блока, имеют решающее значение. Активная фаза – это следствие первого этапа.

 

Стадии аварийности.

 

Кроме этапов поисковой операции IAMSAR при проведении поисково-спасательных работ определяет еще и стадии аварийности, выделяя их три:

-         стадия неопределенности,

-         стадия тревоги,

-         стадия бедствия.

Стадия неопределенности характеризуется отсутствием минимально необходимой для привлечения сил информации. Объект поиска установлен, однако неизвестно, находится ли он в состоянии бедствия. Также возможно, что не определен район поиска. В частности, может быть совершенно неизвестна не только местность, куда направился пропавший человек, но даже направление (ветка железной дороги, автомагистраль) по которой он уехал.

Для морских и воздушных судов IAMSAR установлены критерии, по которым объявляется стадия неопределенности. Для пропавших людей таких жестких критериев нет, однако по аналогии можно предположить, что стадия неопределенности устанавливается при «поступлении сообщения о неприбытии разыскиваемого в расчетное или установленное время в заданный пункт назначения, либо когда он не передал ожидавшееся донесение о своей безопасности и местоположении». То есть, стадия неопределенности начинается с момента, когда должна была поступить информация о пребывании пропавшего в безопасности и она не поступила.

Стадия тревоги наступает в развитие стадии неопределенности, когда либо есть сведения о некоторых проблемах на борту воздушного или морского судна, либо несмотря на поиски с использованием средств связи не удается установить местоположение и состояние объекта. Прямой угрозы для людей нет, либо она не выявлена. На стадии тревоги возможно оповещение находящихся в районе бедствия судов, приведение в готовность сил и средств.

Стадия бедствия объявляется, когда имеется достоверная информация о том, что судно или люди находятся в опасности и требуется незамедлительная помощь, либо в отсутствие точной информации о судне имеется обоснованная уверенность, что оно терпит бедствие. IAMSAR предлагает достаточно полный набор критериев, позволяющих устанавливать стадию бедствия, для воздушных и морских судов.

Двусмысленность стадии неопределенности и частично стадии тревоги состоит в том, что у РПСР нет уверенности, что объект поисков находится в состоянии бедствия, в то время как заинтересованные, но некомпетентные лица обычно требуют быстрых и активных действий, что выражается, в их представлении, в направлении в район поисков техники и групп спасателей. В отсутствие точной информации образуется вилка, в пределах которой следует принять решение. В законодательстве нет точных прямых указаний, с какого края вилки это решение должно находиться. С одной стороны,

Все сообщения, касающиеся происшествия, полученные до или в ходе операций SAR, должны тщательно оцениваться для определения их достоверности, срочности принятия мер и масштаба операции. Оценка должна быть всесторонней, решения и меры должны приниматься в кратчайшие сроки. Если невозможно своевременно получить подтверждение не вполне надежной информации, RSS следует предпринять действия даже на основании неподтвержденной информации, а не ждать ее проверки. (IAMSAR, т. 2, п. 3.4.2)

С другой -

Направление сил и средств в район поисков согласно IAMSAR происходит на стадии бедствия:

Система SAR может быстро принять меры реагирования посредством направления средств SAR и проведения спасательных операций. (т. 2, п. 3.5.8).

В то же время

На стадии тревоги могут быть направлены SRU или могут быть даны задания другим средствам SAR отклониться от курса для оказания помощи, если предполагается, что условия могут ухудшиться или что средства SAR не находятся в состоянии готовности или не смогут оказать помощь в случае ухудшения условий в последующий период. (т. 2, п. 3.3.3)

Чтобы не оказаться под обвинением в неоказании помощи, если ситуация действительно окажется серьезной, следует в хронологическом порядке фиксировать поступающую информацию. Основанием для начала полевой фазы поисков будет получение обоснованных сведений, что ОП может находиться в опасности или состоянии бедствия, поскольку до этого момента признаки чрезвычайной ситуации отсутствуют и формально аварийно-спасательные работы начинаться не могут. Решение о начале поисковых работ должно быть обоснованным, прозрачным и его следует довести до всех заинтересованных лиц. Но гораздо более обоснованным и прозрачным, как ни нелепо это звучит, должно быть отсутствие решения о проведении работ.

 

Этапы поисково-спасательной операции.

 

Этапы поисково-спасательной операции:

-         поступление первых сведений;

-         начальные действия;

-         планирование;

-         оперативные мероприятия;

-         завершение.

 

Поступление первых сведений.

 

Поступление первых сведений – «наличие у любого сотрудника или учреждения в рамках системы SAR сведений о существовании или возможности существования аварийной ситуации» (IAMSAR). Пути поступления первичной информации (сигнала) могут быть как строго регламентированными, так и по случайным каналам связи. Процесс прохождения сигнала в состав поисковой операции можно, конечно, не включать. Однако неправильно считать, что промежуток времени между началом развития опасной ситуации и моментом, когда об этом становится известно государственной системе поиска и спасения, не имеет никакого значения.

Информация об исчезновении ОП проходит в двух вариантах. Либо потерявшийся объект имеет канал связи с «Большой землей» и может сообщить о своем состоянии и положении, либо такого канала нет и подозрение о том, что что-то случилось, появляется у заинтересованных лиц только по прошествии предполагаемого срока возвращения плюс еще какое-то время.

Наличие канала связи имеет место в авиации, судоходстве и получило широкое распространение в последнее время среди частных лиц по причине развития сотовой связи. Перекрытие сотовыми операторами все больших просторов страны чрезвычайно облегчает работу спасательных служб (в отдельной главе рассматривается выведение заблудившегося из леса по телефону). К сожалению, все дикие территории государства не перекрыты сотовыми сетями, да и вряд ли будут перекрыты в обозримом будущем. Если в европейском центре страны многие районы могут похвастать 90-100% перекрытием, то по Сибирским просторам можно перемещаться на сотни и тысячи километров, не находя на дисплее телефона признака присутствия связи. Распространение сетей после определенного предела становиться экономически нецелесообразным – зачем обслуживать территории с плотностью населения 1 человек на 100 кв. км и частотой звонков 1 в неделю. Возможно, когда-нибудь войдут в строй стратосферные ретрансляторы, перекрывающие десятки и сотни тысяч квадратных километров, или стоимость эксплуатации телефонов спутниковой связи упадет до доступного основной массе населения уровня. Но и в этом случае проблема не решится полностью. Достаточно посадить батарейку или сломать телефон, чтобы потерять связь с миром.

Задержка сигнала о пребывании воздушного судна в состоянии бедствия обычно не превышает нескольких десятков минут, морского судна – от нескольких часов до нескольких суток.

Задержка сигнала об исчезновении отдельного человека также составляет от нескольких часов до нескольких суток. Однако иногда это время растягивается на неделю и более. По большей части это связано с поведением самого пропавшего – если он регулярно и без предупреждения исчезает из дома и кочует по полям и весям неделями и месяцами, никто им не интересуется.

Пенсионер 57 лет, весьма бодрый для своего возраста, появлялся дома на несколько дней каждый месяц, а все остальное время проводил в лесу, занимаясь рыбалкой и передвигаясь от одной лесной избушки до другой. Свое появление в городе привязывал ко дню выдачи пенсии. Родственники обратились за помощью в спасательную службу после того, как он к этому сроку не появился дома. Был найден в лесу в плохом состоянии – сбил ноги, идти самостоятельно не мог. Эвакуирован вертолетом. Заблудился в первый же день в районе размером приблизительно 20 на 20 км, в который ходил много лет. Провел в лесу 19 дней. Компаса с собой не имел, поскольку был уверен, что район знает и не потеряется.

Случай это не является уникальным и характеризует нерациональное поведение заблудившегося и в то же время демонстрирует возможности выживания в лесу летом.

Канал прохождения информации о бедствии имеет значение для скорости реагирования. Если это официальный канал – в действие, как правило, вступают планы ликвидации ЧС и процесс поисково-спасательной операции идет без задержек. Если канал случайный – тратится время на проверку достоверности информации, доведения ее до лиц, принимающих решение. Возможны задержки по причине нежелания должностных лиц и граждан реагировать на ситуацию. Особенно этим славятся органы внутренних дел, традиционно отказывающих в проведении оперативно-розыскных мероприятий в течение первых трех суток с момента исчезновения человека. Отдельная тема – анонимные обращения, при которых, во-первых, информация чаще всего бывает крайне неполной, и, во-вторых, чрезвычайно затруднена проверка ее достоверности.

При поступлении первых сведений первоочередная и обязательная обязанность сотрудника, принимающего сообщение – установить надежный канал обратной связи с информатором. Несоблюдение этого требования приводило и приводит к потерям времени и ценной информации.

 

2. Начальные действия

 

Начальные действия – «предварительные действия, предпринимаемые с целью оповещения средств SAR и получения дополнительной информации. Этот этап может включать в себя оценку и классификацию информации, аварийное оповещение средств SAR, проверку средств связи, и, в экстренных случаях, немедленное осуществление соответствующих мероприятий, относящихся к другим этапам» (IAMSAR). Начало «начальных действий» должно определятся назначением руководителя ПСР (РП, SMC).

Процедура первоначального сбора информации требует соблюдения ключевого условия, выполнение которого кардинальным образом влияет на конечный результат. Проводить ее должен специалист, который в дальнейшем будет руководителем ПСР, имеющий достаточный опыт и представляющий себе картину предстоящей работы. Это исключает потери и искажение информации при передаче ее другому лицу. Малозначительные на первый взгляд факты, которые теряются при передаче,   могут повлиять на весь ход поисковой операции. Все сведения должны быть сосредоточены в одной голове. Замена руководителя при проведении работ настоятельно не рекомендуется.

К сожалению, требование «хранить информацию в одной голове» очень часто не соблюдается. По большей части это происходит из-за сменного характера работы диспетчеров и руководителей дежурных смен.

Для соблюдения этого условия предпочтителен следующий алгоритм действий:

1.      Диспетчер системы SAR при поступлении сигнала выясняет основные сведения о ЧС:

-               Сведения о заявителе;

-               Канал обратной связи;

-               Предположительное место, дату, время начала бедствия (исчезновения);

-               Дату, время, до истечения которого ОП должен был прибыть в определенное место (выйти на связь);

-               Техническое состояние пропавшего транспортного средства, состояние здоровья пропавшего (если пропал человек).

2.      Передает сведения соответствующему руководителю, который

3.      Назначает руководителя ПСР;

4.      РПСР приступает к дальнейшему сбору информации.

Сбор информации включает:

1.        Составление списка информаторов, который может в дальнейшем пополняться;

2.        Опрос (желательно независимый) каждого информатора. Допускается проведение опроса по телефону;

3.        Сбор информации из дополнительных источников (SDP), которые могут быть самыми разнообразными.

Оповещение и повышение степени готовности, так же как и выдвижение сил и средств в район поисков возможно на этапе первоначальных действий, если имеется уверенность в необходимости их применения и предварительный план хотя бы в голове РПСР.

 

3. Планирование.

 

Планирование поисковых работ имеет целью создание перечня мероприятий по установлению местоположения объекта поисков. При первоначальном планировании должен быть сформирован план первого поискового периода.

Процесс планирования при проведении поисков непрерывен. План поисков корректируется при поступлении любой значимой информации и по окончанию каждого поискового периода.

После того, как собраны сведения, РП должен выработать одну или несколько версий поведения ОП и развития ситуации и в соответствии с этими версиями определить район поисков. Основные наиболее значимые данные при планировании – маршрут ОП, последнее известное местоположение, возможные опасности на пути следования, эксплуатационное состояние и возможности ОП, его возможное поведение, условия внешней среды на месте происшествия.

Учитывая:

-         Размер, форму и удаленность района поисков;

-         Имеющиеся в распоряжении РП ресурсы

руководитель поисков определяет:

1.      порядок выдвижения в район поисков ПСГ;

2.      место расположения базового полевого лагеря (при необходимости),

3.      задание для каждой из задействованных на поисках групп на первый операционный период.

Вопрос о необходимом количестве ресурсов (людей, техники и т.п.) является весьма сложным при планировании. С увеличением количества привлекаемых людей растет сложность управления и затраты, но повышается эффективность поисков. Применение авиации высокоэффективно по сравнению с наземными способами, но весьма затратно. Поэтому задача о потребном количестве ресурсов не имеет единственного решения и каждый раз решение принимается, исходя из текущего момента. При проведении масштабных поисков может привлекаться большое количество добровольцев. Привлечением ресурсов должен заниматься координатор поисков (КПСР).

 

 

4. Оперативные мероприятия.

 

В их состав входит: входной инструктаж, подготовка к выезду, выдвижение поисково-спасательных групп в район поиска, оборудование (при необходимости) базового лагеря, проведение поисковых действий в районе поиска, спасение пострадавших, а также другие неотложные работы. Поисковые действия могут приостанавливаться на темное время суток, в связи с плохими метеоусловиями, ограничивающими видимость и возможность использования авиации.

Перед началом оперативных мероприятий РП должен определить место своей дислокации. При поисках морских и воздушных судов IAMSAR рекомендует ему находиться в спасательном центре, сотрудником которого, он, как правило, является и где сосредоточены средства связи, необходимые справочные материалы и техника для анализа ситуации и принятия решений. Однако при проведении операций, в которых преобладают наземные поиски, более предпочтительным может оказаться место базирования во временном полевом лагере. Это позволяет РПСР лично опрашивать информаторов и руководителей ПСГ, оценивать текущую обстановку и держать руку на пульсе событий.

Инструктаж руководителей групп следует проводить до выхода группы в район ПСР. Возможно это сделать по телефону или факсом.

После входного инструктажа руководители групп должны четко представлять обстоятельства ЧС, ситуацию в районе поисков и задачу, стоящую перед группой. До членов группы должна быть доведена точная информация о ЧС, обстановка на месте, погодные условия, задача, стоящая перед каждым, меры безопасности, планируемые сроки операции, необходимый объем индивидуального и группового снаряжения.

Подготовка к выезду поисково-спасательной группы имеет большое значение, поскольку работы на природе проводятся на удалении от базы в автономном режиме и нужно заранее предусмотреть всевозможные повороты предстоящей операции. Если выезды на ЧС в черте города и ближайших пригородах носят обычно экстренный характер и требуют быстрого выезда на заранее укомплектованных аварийно-спасательных автомобилях, то реагирование на природные ЧС на большом удалении не так чувствительно ко времени, отводимому на подготовку. Часто она проводится во время сбора информации, принятия решения, всевозможных переговоров и согласований и может составлять малую часть продолжительности переброски группы в район ЧС.

В первую очередь руководитель группы, если он и РПСР не одно лицо, должен четко уяснить задачу, стоящую перед группой. Подготовка должна опираться на принцип наихудшего варианта развития событий. В частности, нужно предусмотреть изменение погоды, поломки снаряжения и транспорта, изменение обстановки в районе поисков, версий исчезновения пропавшего (например, вместо поисков в лесу может понадобится работа на акватории).

Руководитель группы должен распределить внутри группы обязанности (если это не было сделано заранее, что бывает в группах постоянного состава), назначить ответственных за то или иное групповое снаряжение. Как правило, назначается участник, отвечающий за средства жизнеобеспечения, за те или иные комплекты оборудования и т.п. Сам руководитель небольшой группы обычно берет на себя картографический материал, средства связи и навигации. Большую пользу приносят заранее заготовленные списки снаряжения и оборудования для выполнения той или иной задачи. В идеале аварийно-спасательное формирование должно обладать не списками, а готовыми модульными комплектами оборудования, упакованными в стандартную тару и готовыми к немедленной погрузке в транспортные средства или же полностью укомплектованными машинами и вертолетами, однако такой метод предполагает многократное дублирование комплектов снаряжения, что весьма затратно и позволить себе такое могут только АСФ с богатым финансированием. Если группа оснащается на выезд со склада, руководитель должен сосредоточится на проверке имущества и убедиться, что взято все необходимое в полном объеме. Разумнее потратить на 10 минут больше и ничего не забыть, чем выдумывать посреди тундры замену какому-нибудь переходнику или отвертке.

Индивидуальное снаряжение спасателей должно быть индивидуальным на деле. Получение снаряжения в со склада в последний момент чревато неприятными последствиями.

Одновременно с планом заброски ПСГ в зону ЧС должен быть готов план ее возвращения.

Переброска ПСГ и работа в зоне ЧС должна основываться на принципе максимальной автономности. В первую очередь это касается независимости от различных взаимодействующих ведомств – стороннего транспорта, услуг по проживанию и питанию, снабжения на месте расходными материалами, оборудованием и т.п. Отсутствие автономности приводит к задержкам и простоям и даже могут полностью сорвать выполнение поставленной задачи. Группа в идеале должна располагать запасом топлива, продовольствия, элементов питания, расходных материалов на все время выполнения поставленной задачи плюс 10-30% на непредвиденный случай.

 

5. Завершение операции.

 

Поисково-спасательная операция завершается выходным инструктажем, сворачиванием сил и средств, возвращением ПСГ в места постоянной дислокации, приведение сил и средств в состояние готовности к выходу на следующее задание. Важнейшее значение имеет оформление документации по проведенным работам. Отчет о ПСР, составляемый РПСР или под его руководством, должен содержать:

-         журнал РПСР с записями в хронологическом порядке поступающих сведений и производимых действий;

-         сведения об объекте поисков согласно анкете;

-         карту района поисков с нанесенной на нее схемой проведенных работ, отметками обнаруженных сведений и найденных объектов поиска (при наличии);

-         расчеты (при наличии) промежуточных и аккумулированной вероятности обнаружения;

-         планы операционных периодов;

-         Списки участников и табели рабочего времени;

-         Списки задействованной техники и оборудования, затраты расходных материалов, вышедшее из строя имущество;

-         Анализ проведенных работ.

 

 

Copyrights Напольских Михаил Львович, 2011.